Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 27.05.2014 N 2-3837/2014 <О признании частично недействующими пунктов 2.10, 2.12 муниципального правового акта от 02.08.2013 N 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке">



ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. № 2-3837/2014

(извлечение)

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО7 прокурора в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Думе ФИО9, Администрации ФИО11 о признании противоречащим закону и недействующим в части муниципального правового акта от 02.08.2013 № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке"

установил:

ФИО7 прокурор обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что 02.08.2013 Думой ФИО9 принят муниципальный правовой акт № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке". Пункты 2.10, 2.12 указанного нормативно-правового акта противоречат требованиям федерального законодательства. Так, в силу приравнивания деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов, и регламентации ее осуществление только при наличии соответствующей лицензии на специальных объектах. Между тем, данные требования не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства, поскольку федеральное законодательство разграничивает деятельность по утилизации и захоронению отходов, не предполагает лицензирование деятельности по утилизации. Деятельность по захоронению отходов вместе с хранением отходов относится к размещению отходов, тогда как утилизация отходов, в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 14.08.2013 № 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации" - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая: повторное использование, повторное использование по прямому назначению, возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл, извлечение ценных компонентов для их повторного использования. В соответствии с требованиями "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. Тогда как понятие "захоронение" отходов не предусматривает возможности их дальнейшего использования, вследствие переработки. Также не предусмотрена возможность дальнейшего использования отходов вследствие их обезвреживания. При этом, в соответствии с требованиями ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к обязательным видам деятельности, подлежащим лицензированию относит обезвреживание, а вопросы и порядок осуществления лицензирования отнесен исключительно к компетенции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, т.е. не входят в компетенцию органов местного самоуправления. То есть, пункты 2.10 и 2.12 данного нормативно-правового акта приняты в нарушение требований п. 13 ст. 7 Федерального закона "О противодействии коррупции", которым установлен запрет на установление необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности. Просит суд признать п. 2.10 муниципального правового акта от 02.08.2013 № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда; признать п. 2.12 муниципального правового акта от 02.08.2013 № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" противоречащим закону и отменить в части установления обязанности наличия лицензии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов; обязать Думу ФИО9 опубликовать решение суда в официальных изданиях Думы ФИО9 газетах: "Владивосток", "Вестник Думы города Владивостока".
В судебном заседании ст. помощник ФИО7 прокурора поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Думы ФИО9 в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, представила письменные возражения (л. д. 46 - 47). По существу пояснила, что федеральное законодательство не содержит четкого и однозначного определения утилизации отходов, кроме этого, относит деятельность по использованию и деятельность по переработке отходов, отнесенных ГОСТом 30772-2001 к понятию "утилизация", к разным этапам обращения с отходами. Пунктом 2.12 МПА не предусмотрена обязанность юридических лиц или индивидуального предпринимателя иметь лицензию на осуществление деятельности, не относящейся к деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Представитель Администрации ФИО11 в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, представил письменные возражения (л. д. 48 - 52). По существу показал, что федеральными нормативными правовыми актами понятие "утилизация отходов" не урегулировано в той мере, в какой оно могло бы быть обязательным для применения и использования юридическими и физическими лицами, в том числе субъектами правотворческой деятельности. МПА № 57 в рамках решения вопроса местного значения, установленного п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ, определяет правовые основы сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г. Владивостока юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Предметом регулирования п. 2.12 МПА № 57 является понятие "объекта по утилизации (захоронению) отходов". Данный пункт не регулирует отношения, связанные с лицензированием деятельности по обращению с отходами.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению в части.
Материалами дела установлено, что 02.08.2013 Думой ФИО9 принят муниципальный правовой акт № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" (л. д. 15 - 20).
Согласно п. 2.10 МПА, утилизация отходов - деятельность по использованию или обезвреживанию отходов.
Согласно п. 2.12 МПА, объект по утилизации (захоронению) отходов - специально оборудованное сооружение, используемое юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях утилизации (захоронения) отходов, осуществляющим деятельность по утилизации (захоронению) отходов при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Муниципальный правовой акт города Владивостока от 02.08.2013 № 57-МПА опубликован в издании "Вестник Думы города Владивостока" 06.08.2013 № 8, в газете "Владивосток" 09.08.2013 № 121 (5092) (л. д. 14).
Исходя из ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальный правовой акт - это, прежде всего, волевое решение, которое оформлено документально.
Положения ст. 43 ФЗ от 06.10.2003, ст. 36 Устава города Владивостока утверждают систему муниципальных правовых актов, в том числе и города Владивостока, согласно которой в данную систему входят нормативные акты представительного органа муниципального образования (Думы города Владивостока), принимаемые в виде решений.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении таких дел суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта был нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В судебном заседании установлено, что муниципальный правовой акт № 57-МПА, принятый Думой ФИО9 02.08.2013 в части пунктов 2.10, 2.12, противоречит действующему законодательству Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 № 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации", утилизация (использование) отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая: повторное использование, повторное использование по прямому назначению (рециклинг), возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл (регенерация), извлечение ценных компонентов для их повторного использования (рекуперация).
В соответствии с требованиями "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что поскольку такой вид деятельности как утилизация, относится к использованию отходов в смысле возможности их использования и применения для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное (вторичное) использование отходов, в то время как обезвреживание отходов не предусматривает возможности их дальнейшего использования и переработки, следовательно, в силу действующего федерального законодательства, деятельность по обезвреживанию отходов не может приравниваться к такой деятельности как утилизация отходов.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что п. 2.10 муниципального правового акта от 02.08.2013 № 57-МПА в части определения утилизации отходов как деятельности по обезвреживанию отходов противоречит закону, а в части определения утилизации отходов как деятельности по переработки отходов соответствует закону.
В связи с чем, требования прокурора по п. 2.10 муниципального правового акта от 02.08.2013 № 57-МПА подлежат удовлетворению в части.
Согласно п. 2.12 муниципального правового акта от 20.02.2013 № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" деятельность по утилизации (захоронению) отходов осуществляется при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности в случаях, предусмотренных действующим законодательством, следовательно, понятия "деятельность по утилизации" и "деятельность по захоронению" приравнены.
Однако, как установлено в судебном заседании, захоронение отходов представляет собой изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, а утилизация отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая: повторное использование.
В соответствии с требованиями п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к обязательным видам деятельности, подлежащим лицензированию относится исключительно деятельность, связанная с обезвреживанием и размещением отходов I - IV классов опасности.
Следовательно, на такой вид деятельности как утилизация отходов не требуется наличие лицензии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов.
Кроме этого, в силу требований ст. ст. 5, 6 вышеуказанного Федерального закона, вопросы и порядок осуществления лицензирования отнесен исключительно к компетенции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Так, из положений ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ следует, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по регулированию отношений, возникающих между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что п. 2.12 муниципального правового акта от 20.02.2013 № 57-МПА в части установления обязанности наличия лицензии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов, противоречит закону.
При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО7 прокурора в части отмены судом п. 2.12 муниципального правового акта от 20.02.2013 № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке", поскольку недопустимо необоснованное вмешательство в компетенцию Думы ФИО9.
Принятие судебного решения о признании п. 2.12 муниципального правового акта от 20.02.2013 № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" в части установления обязанности наличия лицензии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов является основанием для отмены указанного п. 2.12 в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд

решил:

Заявленные требования ФИО7 прокурора в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Думе ФИО9, Администрации ФИО11 о признании противоречащим закону и недействующим в части муниципального правового акта от 02.08.2013 № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" - удовлетворить в части.
Признать п. 2.10 муниципального правового акта от 02.08.2013 № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" в части определения утилизации отходов как деятельности по обезвреживанию отходов противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Признать п. 2.12 муниципального правового акта от 02.08.2013 № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" в части установления обязанности наличия лицензии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Обязать Думу ФИО9 опубликовать данное решение суда в официальных изданиях Думы ФИО9 газетах: "Владивосток", "Вестник Думы города Владивостока".
В удовлетворении требований в части определения в п. 2.10 муниципального правового акта от 02.08.2013 № 57-МПА утилизации отходов как деятельности по использованию отходов, а также в части требований об отмене судом п. 2.12 муниципального правового акта от 02.08.2013 № 57-МПА Приморскому межрайонному природоохранному прокурору - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента изготовления мотивированного.


------------------------------------------------------------------