Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 01.07.2014 N 7-5-2014/168/3369 "Об устранении нарушений водного законодательства"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. № 7-5-2014/168/3369

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению Л.Д.С. по вопросу законности предоставления Департаментом рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края в пользование акватории озера Второе бухты Козьмино залива Находка Японского моря для осуществления ИП Н.Е.В. товарного рыбоводства в границах акватории морского порта Восточный.
В ходе настоящей проверки в деятельности Департамента установлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии со ст. 51.1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части.
При этом, в силу ч. 2 указанной статьи рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Приказом Росрыболовства от 22.04.2009 № 338 был утвержден Порядок определения границ рыбопромысловых участков. При этом, согласно п. 5 указанного Порядка, определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений - по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (далее - бассейновые управления), находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
При этом, в силу ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" перечень рыбопромысловых участков утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем, в силу п. 2 ч. 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" воды портов Российской Федерации относятся к внутренним морским водам.
При этом, статьей 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ст. 9 кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.
Как установлено в ходе настоящей проверки, Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2009 № 420-р акватория водного объекта - озеро Второе бухты Козьмино залива Находка Японского моря включена в границы морского порта Восточный в Приморском крае.
Также, акватория указанного водного объекта постановлением Администрации Приморского края от 27.07.2010 № 266-па включена в перечень рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства в Приморском крае в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) и ему присвоено порядковый № 3 и наименование: РПУ № 1-Н (т). Границы РПУ определены в естественных границах озера Второе Находкинский городской округ.
При этом указанная деятельность противоречит целям создания морского порта, предусмотренным ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", п. 5 Порядка определения границ рыбопромысловых участков, утвержденного приказом Росрыболовства от 22.04.2009 № 338, Управлением рыбного хозяйства Приморского края при определении границ рыбопромысловых участков не обеспечено участие территориальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в частности представителей Министерства транспорта Российской Федерации.
Таким образом, включение акватории водного объекта - озера Второе бухты Козьмино залива Находка Японского моря в перечень РПУ и заключенный на его основе договор о предоставлении рыбопромыслового участка № 1-Н (т) для осуществления товарного рыбоводства повлекли, как нарушение порядка осуществления деятельности, в том числе по оказанию услуг в морском порту Восточный, так и права неопределенного круга лиц на пользование водным объектом, предусмотренного ст. ст. 9, 11 Водного кодекса Российской Федерации.
Полагаю, что допущенные нарушения стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей отдельными должностными лицами Департамента (Управления) рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края, самоустранением от выполнения возложенных функций и полномочий, а также обусловлены отсутствием надлежащего контроля со стороны руководства Департамента (Управления).
Согласно п. п. 3.1, 3.4.1, 3.4.2 Положения о департаменте рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 29.11.2012 № 367-па, Департамент возглавляет директор, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий и осуществляет общее руководство деятельностью Департамента, а также распределяет обязанности между сотрудниками Департамента.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 7, 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению всех допущенных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих и недопущению подобного впредь, в том числе рассмотреть вопрос о возможности прекращения права пользования рыбопромысловым участком № 1-Н (т), границы которого определены в естественных границах озера Второе (Находкинский городской округ) и об исключении его из соответствующего перечня.
2. О дате, времени и месте рассмотрения представления сообщить в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок.

Приморский межрайонный природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------