Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 17.01.2014 N 7-5-2014/6/1632 "Об устранении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 17 января 2014 г. № 7-5-2014/6/1632

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЫБОЛОВСТВЕ
И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И О ГАРАНТИЯХ
ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ходе проверки по обращениям председателя семейно-родовой общины "Эдельвейс" и президента Союза КМН ПК по вопросу законности формирования рыбопромыслового участка № 1-Л (пр) на реке Киевка Лазовского района для осуществления промышленного рыболовства выявлены отдельные нарушения закона в деятельности Комиссии по рассмотрению и подготовке заключений о соответствии законодательству Российской Федерации рыбопромысловых участков, представленных органом исполнительной власти Приморского края.
Основы национальной политики заложены в ныне действующей Конституции Российской Федерации, в которой сформированы юридические гарантии обеспечения прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.
Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе на принципе:
учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;
участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
учета интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности населения; предоставление в пользование водных биоресурсов гласно и открыто, согласно которому информация о таком предоставлении, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов, общедоступна.
Согласно частей 1 и 4 статьи 3 и части 1 статьи 5 названного Федерального закона отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, которое состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу ч. 2 и ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с частью 4 статьи 18 названного Федерального закона, пунктом 5.5.10 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444, п. 1 приказа Росрыболовства от 22.04.2009 № 338, на руководителей территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству возложена обязанность в срок до трех рабочих дней обеспечивать комиссионное рассмотрение перечней рыбопромысловых участков и подготовку заключений к ним о соответствии перечней рыбопромысловых участков, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.
Установлено, что департаментом рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края в 2012 проведена работа по определению границ рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на реке Киевка Лазовского района Приморского края.
В результате проведенной работы определения границ рыбопромыслового участка на основании заключения Приморского территориального управления Росрыболовства по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) постановлением Администрации Приморского края от 19.09.2013 № 347-па утвержден Перечень рыбопромысловых участков на территории Лазовского района Приморского края, который состоит из одного участка № 1-Л (пр).
На момент определения границ названного рыбопромыслового участка действовал приказ Федерального агентства по рыболовству от 22.04.2009 № 338, пунктом 1 которого утвержден Порядок определения границ рыбопромысловых участков (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка установлено, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений - по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (далее - бассейновые управления), находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что в состав комиссии включаются представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), природоохранных и научных организаций.
Из анализа пункта 5 Порядка в совокупности с другими положениями Порядка следует, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется с учетом предложений соответствующих организаций при обязательном участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
В соответствии со ст. 69 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно подпункта 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла имеют право на безвозмездное пользование в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р Лазовский район Приморского края является местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Согласно статьи 2 Устава Лазовского муниципального района, принятого решением Думы Лазовского муниципального района от 29.06.2005 № 14 Лазовский муниципальный район является административно-территориальной единицей, в состав которой входят поселок городского типа Преображение, села Лазо, Зеленый, Кишиневка, Старая Каменка, Валентин, Глазковка, Беневское, Свободное, Киевка, Заповедный, м. Маяк-Островной, Черноручье, Данильченково, Сокольчи, Чистоводное, Скалистое.
Территорию Лазовского муниципального района составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, перечисленных в части 1 настоящей статьи, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли и иные земли независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ Лазовского муниципального района.
В нарушение установленного Порядка (п. 5), муниципальное образование, общественные объединения, в том числе зарегистрированные на территории Лазовского района, а также общественные объединения коренных малочисленных народов Приморского края при определении границ рыбопромыслового участка № 1-Л (пр) на территории Лазовского района Приморского края, участия не принимали; интересы лиц, проживающих на территории Лазовского района учтены не были.
Между тем, членами Комиссии по рассмотрению и подготовке заключения о соответствии законодательству Российской Федерации перечней рыбопромысловых участков, представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на заседании 17.12.2012 соблюдение требований установленного п. 5 порядка не проверялся; заключение, а также предложения научно-исследовательской организации об обоснованности формирования только одного рыбопромыслового участка и только для осуществления промышленного рыболовства также не исследовалось.
В нарушение требований Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а также Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" Комиссией 17.12.2012 было выдано положительное заключение о соответствии сформированного Перечня требованиям действующего законодательства.
На основании незаконно выданного положительного заключения Приморского территориального управления Росрыболовства от 17.12.2012, Федеральным агентством по рыболовству 15.03.2013 был согласован и в последующем постановлением Администрации Приморского края от 19.09.2013 № 347-па утвержден указанный Перечень.
Таким образом, выданное положительное заключение на сформированный органом исполнительной власти Приморского края Перечень рыбопромысловых участков на реке Киевка Лазовского района повлекло нарушение прав и интересов коренных малочисленных народов, а также жителей Лазовского района Приморского края, что является недопустимым.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 7, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть на внеочередном заседании Комиссии по рассмотрению и подготовке заключений о соответствии законодательству Российской Федерации настоящее представление и принять конкретные меры к устранению нарушения закона, а также нарушенных прав коренных малочисленных народов, а также прав и интересов жителей Лазовского района Приморского края, причин и условий, им способствующих. Рассмотреть вопрос о целесообразности формирования на реке Киевка только одного рыбопромыслового участка.
2. О дате, времени и месте рассмотрения представления сообщить Приморскому межрайонному природоохранному прокурору для участия.
3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру в письменной форме.

Приморский межрайонный природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------