Решение Приморского УФАС России от 28.01.2014 N 59/07-2013 <О нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в использовании в рекламном буклете выражения в превосходной степени: "...Лидер велнес индустрии...", без указания конкретного критерия, имеющего объективное подтверждение>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2014 г. № 59/07-2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФ АС России,
члены Комиссии:
Межевая Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 15.01.2014 дело № 59/07-2013, возбужденное в отношении ООО "В" по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии от ИП С.Ю.А.: С.Ю.А., С.В.С. - представитель по доверенности (доверенность б/н от 10.01.2013); от ООО "В": С.Ю.А. - директор, С.В.С. - представитель по доверенности (доверенность б/н от 10.01.2013)

установила:

В ходе мониторинга рекламы, распространяемой в г. Владивостоке, установлено, что в распространяемом рекламном буклете ООО "В" присутствует выражение в превосходной степени: "...Лидер велнес индустрии в Приморском крае с 2010 года...".
Выражение в превосходной степени: "...Лидер велнес индустрии в Приморском крае с 2010 года...", использовано рекламодателем в тексте рекламы без документов и иных обоснований, подтверждающих указанное в рекламе сети женских спортивно-оздоровительных центров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как следует из пункта 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Выражение в превосходной степени "...Лидер велнес индустрии в Приморском крае с 2010 года...", не подтвержденное соответствующим образом, содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Предметом регулирования указанных норм являются отношения, связанные с предоставлением потребителям достоверной информации о рекламируемых товарах и рекламодателях в целях обеспечения свободы потребительского выбора и реализации потребителями прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
Однако, в указанной выше рекламе, содержащей утверждение о том, что "В" является лидером велнес индустрии в Приморском крае с 2010 года, отсутствует конкретный критерий, имеющий объективное подтверждение, по которому осуществляется сравнение.
Таким образом, ООО "В", как рекламодатель, допустило нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы с выражением в превосходной степени: "...Лидер велнес индустрии в Приморском крае с 2010 года...".
Согласно рекламному буклету "В" оказывает спортивно-оздоровительные услуги, следовательно, данная реклама, адресованная неограниченному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение оказываемых обществом услуг и привлечение потребителей услуг, а такие словосочетания, как "...Лидер велнес индустрии в Приморском крае с 2010 года..." воспринимаются не просто как информация об услуге, а именно как реклама, поскольку формируют положительный образ данного центра и способствуют возникновению желания воспользоваться его услугами.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" разъясняется, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
При сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
До рассмотрения настоящего дела в Приморское УФАС России от ООО "В" поступили объяснения и ходатайство о замене ответчика на ИП С.Ю.А. С учетом представленных пояснений 15.01.2014 Комиссия вынесла определение о замене лица в отношении которого возбуждено дело 59/07-2013 (исх. № 141/07-2 от 15.01.2014).
Ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в соответствии с частью 6 статьи 38 указанного закона несет рекламодатель, в рассматриваемом случае - ИП С.Ю.А. (адрес местонахождения юр. лица: <...>).
Согласно письменным пояснениям ИП С.Ю.А. 07.04.2013 между ней и ООО "Т" был заключен договор возмездного оказания услуг и производства продукции" № 07.13. По данному договору типография изготовила вышеуказанные рекламные буклеты. Текст и макет рекламного буклета был разработан лично С.Ю.А.
На заседании Комиссий ИП С.Ю.А. не представила информацию, которая бы подтверждала утверждение с рекламного буклета: "...Лидер велнес индустрии в Приморском крае с 2010 года...". Также, согласно письменным пояснениям ИП С.Ю.А. считает, что рекламные буклеты не содержат признаков нарушения законодательства о рекламе.
Вместе с тем Комиссия Приморского УФАС России по результатам рассмотрения дела сделала вывод, что факт нарушения ИП С.Ю.А. пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" нашел свое подтверждение.
По результатам рассмотрения с учетом представленных пояснений довод о допущенном нарушении части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" не подтвердился.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1 и 2 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать факт нарушения ИП С.Ю.П. пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выразившегося в использовании в рекламном буклете выражения в превосходной степени: "...Лидер велнес индустрии в Приморском крае с 2010 года...", без сопровождения с указанием конкретного критерия и который имеет объективное подтверждение.
2. Выдать ИП С.Ю.А. предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 января 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ

Члены Комиссии
Е.В.МЕЖЕВАЯ
А.А.РЯЗАНОВА


------------------------------------------------------------------