Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 03.03.2014 N 7-5-2014/36/2043 "Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок списания федерального имущества"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. № 7-5-2014/36/2043

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Приморской Межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае по вопросу соблюдения требований законодательства, регламентирующих порядок списания федерального имущества.
В ходе проверки выявлены отдельные нарушения законодательства в указанной сфере в деятельности филиала ФГУП "Т-Ц" - БИФ (БИФ Т-Ц) при списании и реализации недвижимого имущества: НИС "П", МРБ "П".
Согласно ч. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Государственное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
Установлено, что в нарушение указанных требований Закона, а также п. 10 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834, акт о списании объекта основных средств НИС "П" утвержден 12.12.2011 до получения согласования Росрыболовства. Соответствующее согласование Федерального агентства по рыболовству на предприятие поступило только 20.02.2012 (вх. № 353). В последующем, именно этот экземпляр акта о списании объекта основных средств представлен в установленном порядке в числе прочих документов в Приморское территориальное управление Росимущества (письмо от 16.07.2013 № 04-33/385).
В соответствии с п. 2 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 14.10.2010 № 834 (далее - Положение), под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического и морального износа.
Согласно п. 5 названного Положения, в целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее - Комиссия).
В нарушение установленного порядка, приказом начальника БИФ Т-Ц от 20.10.2012 № 138а С.Л.Н. комиссия создана по списанию конкретного объекта недвижимости - МРБ проекта 968 "Пионер", члены которой и проводили мероприятия по подготовке и принятию такого решения.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.06.2003 № 333, сделки по продаже имущества осуществляются путем продажи имущества на аукционе в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным антимонопольным органом.
Начальная цена продажи имущества на аукционе определяется предприятием на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно Отчету № 1139 от 28.09.2012 об оценке рыночной стоимости МРБ "П", рыночная стоимость судна по состоянию на 02.07.2012 с учетом НДС составила 73000 рублей.
Между тем, при продаже без проведения аукциона указанного федерального имущества путем заключения прямого договора с ООО "О-С" от 01.01.2013 и дополнительного соглашения к нему от 24.04.2013 № 1, доход от реализации судна составил 61740 рублей.
Кроме того, в нарушение ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не проведена обязательная оценка стоимости металлолома, полученного в результате утилизации МРБ "Пионер" и не направлена для его согласования в Территориальное управление Росимущества в Приморском крае.
Согласно п. 1.10 устава предприятия, База научно-исследовательского флота (БИФ Т-Ц), почтовый адрес: г. Владивосток, ул. Западная, 10, является филиалом ФГУП "Т-Ц".
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" филиалы унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
Согласно п. 6.1 Устава предприятия, филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени предприятия, которое несет ответственность за их деятельность.
Согласно п. 5.4 Устава предприятия, взаимоотношения работников и Генерального директора предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором.
Выявленные нарушения в указанной сфере являются недопустимыми, так как для возникновения ограниченного вещного права юридически значима государственная регистрация установления самого права, при этом в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Данные нарушения стали возможными по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей отдельными должностными лицами БИФ Т-Ц и недостаточного контроля со стороны Предприятия, что в свою очередь повлекло нарушение интересов Российской Федерации при списании федерального имущества.
Принимая во внимание необходимость безусловного применения в случае неполного исполнения требования прокурора мер административной ответственности, руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению всех допущенных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, и недопущении подобного впредь.
2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. Копию распорядительного акта о привлечении виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности направить в адрес природоохранного прокурора.
3. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению, о результатах принятых мер в установленный законом 30-дневный срок должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
4. О дате и времени рассмотрения данного представления уведомить Приморского межрайонного природоохранного прокурора для участия в его рассмотрении.

И.о. Приморского межрайонного
Природоохранного прокурора
младший советник юстиции
Д.В.САВЕЛЬЕВ


------------------------------------------------------------------