Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24.03.2014 N 2-1785/14 <О признании недействующим пункта 2 примечания приложения N 1 к Постановлению администрации г. Владивостока от 28.04.2012 N 1702 "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Владивостока">



ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2014 г. № 2-1785/14

(извлечение)

Ленинский районный суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО3о. прокурора <адрес> о признании п. 2 примечания приложения № к постановлению администрации <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес> противоречащим закону и недействующим со дня принятия,

установил:

И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с иском, указав в обоснование заявленных требований, что главой <адрес> дд.мм.гггг издано постановление № "Об утверждении Положения об оплате охраны труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>. Согласно п. 2 примечания приложения № к указанному постановлению педагогическим работникам по должности инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, имеющим высшую категорию - устанавливается 1 группа оплаты труда. При этом, иным педагогическим работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений <адрес>, имеющим высшую квалификационную категорию, может быть установлена высшая группа оплаты труда. Соответственно, такого рода отличие в оплате труда педагогических работников по должностям "инструктор по физической культуре", "музыкальный руководитель", противоречит закону и влечет нарушение прав граждан данной категории. Таким образом, постановление № "Об утверждении Положения об оплате охраны труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес> подлежит приведению соответствие с действующим законодательством. Просит признать п. 2 примечания № к постановлению администрации <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес> противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> уточнил заявленные требования. Просит признать п. 2 примечания приложения № к постановлению администрации <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес> противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
В судебном заседании представитель Администрации <адрес> с требованиями заявителя не согласилась. Суду пояснила, что анализ должностных обязанностей работников по должностям "инструктор по физической культуре" и "музыкальный руководитель", содержащихся в Квалификационных характеристиках должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от дд.мм.гггг № 761н, позволяет сделать вывод о различной сложности выполняемой работы и качества затраченного труда работниками вышеуказанных должностей по сравнению с работниками, замещающими должность "воспитатель", являющейся основной должностью педагогических работников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Так, к должностным обязанностям воспитателя согласно разделу 3 Квалификационных требований относится осуществление деятельности по воспитанию детей, изучение личности воспитанников, внесение корректив в систему воспитания, создание благоприятной микросреды, развитие общения воспитанников, иные обязанности. Воспитатель согласно Квалификационным требованиям несет ответственность за жизнь воспитанников, их здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников. Соответствующие требования к работникам по должностям "инструктор по физической культуре", "музыкальный работник" отсутствуют, объем должностных обязанностей работников указанных должностей согласно Квалификационным требованиям существенно меньше. Вышеуказанное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что положения пункта 2 примечаний приложения № к Положению об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>, утвержденному постановлением администрации <адрес> от дд.мм.гггг № 1702, соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе статье 132 ТК РФ, устанавливающей зависимость размера заработной платы работника от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Более того, при установлении системы оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений согласно Положению были учтены требования приложения № 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785), утратившему силу в связи с введением новой системы оплаты труда согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений". В приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 для воспитателей диапазон разрядов был установлен от 7 по 14, для тренера-преподавателя по спорту - от 6 по 12, т.е. максимальный разряд оплаты труда Единой тарифной сетки для тренера-преподавателя по спорту был ниже на 2 разряда максимального разряда для воспитателя. Пункт 2 примечаний приложения № 1 к Положению также устанавливает более низкую группу оплаты труда педагогических работников указанных должностей по сравнению с группами оплаты труда воспитателей по вышеуказанным основаниям. Таким образом, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определить условия оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений с учетом сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда работников, а пункт 2 примечаний приложения № 1 к Положению по вышеуказанным основаниям соответствует требованиям действующего законодательства РФ. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Владивостокской городской организации Профсоюза работников образования РФ поддержал заявленные прокурором требования.
Выслушав доводы прокурора, возражения представителя администрации <адрес>, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).
В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений. Аналогичное положение содержится в ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в том числе по изданию муниципальных правовых актов.
ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> издано постановление № "Об утверждении Положения об оплате охраны труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес>.
Согласно п. 2 примечания к приложения № к указанному постановлению педагогическим работниками по должности "инструктор по физической культуре", "музыкальный руководитель", имеющим высшую категорию - устанавливается 1 группа оплаты труда, имеющим первую квалификационную категорию - 2 группа оплаты труда; имеющим вторую квалификационную категорию - 3 группа оплаты труда.
При этом, иным педагогическим работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений <адрес>, имеющим высшую квалификационную категорию, может быть установлена высшая группа оплаты труда.
Между тем, учитывая основополагающие нормы, закрепленные Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, суд находит указанные отличия в оплате труда педагогических работников по должностям "инструктор по физической культуре", "музыкальный руководитель" противоречащими закону и влекущими нарушение прав граждан данной категории.
Довод администрации <адрес> о том, что квалификационные требования к должностям "инструктор по физической культуре", "музыкальный руководитель" существенно меньше, вследствие чего и устанавливается работникам по указанным должностям оплата труда ниже группой, суд находит необоснованным, поскольку администрацией не представлено достаточных и допустимых доказательств в обоснование указанного довода.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

ФИО3о. прокурора <адрес> о признании п. 2 примечания приложения № к постановлению администрации <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес> противоречащим закону и недействующим со дня принятия - удовлетворить.
Признать п. 2 примечания приложения № 1 к постановлению администрации <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении положения об оплате труда руководителей и работников муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждений <адрес> противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 1 месяца со дня вынесения в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------