Решение Межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае от 04.04.2014 N 3 "О состоянии условий и охраны труда в Приморском крае в 2013 году и задачах на 2014 год"



МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2014 г. № 3

О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
В 2013 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2014 ГОД

Рассмотрев информацию "О состоянии условий и охраны труда в Приморском крае в 2013 году и задачах на 2014 год", межведомственная комиссия по охране труда в Приморском крае решила:
1. Информации "О состоянии условий и охраны труда в Приморском крае в 2013 году и задачах на 2014 год" принять к сведению и разместить на сайте Администрации Приморского края.
2. Всем участникам социально-трудовых отношений считать приоритетной деятельностью обеспечение безопасности труда работников.
3. Рекомендовать:
3.1. Работодателям:
- осуществлять системное планирование работ по охране труда, направленное на переход к управлению профессиональными рисками, включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков;
срок исполнения: ежегодно.
- шире привлекать к сотрудничеству в вопросах улучшения условий и контролю за охраной труда членов трудового коллектива путем создания института уполномоченных по охране труда и комитетов (комиссий) по охране труда;
срок исполнения: в течение 2014 года.
- использовать механизм частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование;
срок исполнения: ежегодно.
- организовать проведение лабораторно-инструментального контроля факторов производственной среды в соответствии с программой производственного контроля с периодичностью, соответствующей классу опасности вещества;
срок исполнения: в течение 2014 года.
- проводить работу по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
срок исполнения: в соответствии
с действующими нормативными правовыми актами.
обеспечить:
- выполнение статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации по созданию служб охраны труда (введение должности специалиста по охране труда) в организациях с численностью свыше 50 работающих;
срок исполнения: в течение 2014 года.
- проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Работников, не прошедших периодический медицинский осмотр, не допускать к работе с вредными производственными факторами;
срок исполнения: в соответствии
с действующими нормативными правовыми актами.
- своевременное проведение обучения по охране труда, пожарно-техническому минимуму и другие виды обучения, проверку знаний требований охраны труда у работников. Руководителям организаций принимать участие в работе комиссий по проверке знаний нормативных требований охраны труда, как у главных специалистов, так и у руководителей среднего звена;
срок исполнения: в течение 2014 года.
- соблюдение требований пожарной, промышленной, экологической и энергетической безопасности;
срок исполнения: в течение 2014 года.
- проведение мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда (28 апреля) под девизом "Охрана труда при использовании химических веществ на рабочих местах";
срок исполнения: апрель.
3.2. Руководителям организаций, оказывающим услуги по проведению специальной оценки условий труда, обеспечить качественное и своевременное проведение работ.
Срок исполнения: постоянно.
3.3. Руководителям обучающих организаций обеспечить качество обучения по охране труда, обновление информационного ресурса центров.
Срок исполнения: в течение 2014 года.
3.4. Государственной инспекции труда в Приморском крае продолжить работу по расширению круга участников проекта "Декларирование деятельности организаций по реализации трудовых прав работников и работодателей".
Срок исполнения: в течение 2014 года.
3.5. Главам администраций городских округов и муниципальных районов продолжить работу по координации обучения по охране труда работников организаций, оказанию методической помощи работодателям в организации обучения, проведению мониторинга обучения по охране труда, специальной оценки условий труда, семинаров по охране труда для специалистов организаций и работодателей;
срок исполнения: в течение 2014 года.
- способствовать созданию комиссий (комитетов) по охране труда в организациях, избранию в каждой организации уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
срок исполнения: в течение 2014 года.
- стимулировать руководителей организаций и работодателей - физических лиц, достигших наилучших успехов в области организации работы по охране труда;
срок исполнения: в течение 2014 года.
- реализовывать план мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на 2014 год;
срок исполнения: в течение 2014 года.
3.6. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора, департаменту труда и социального развития Приморского края и администрациям городских округов и муниципальных районов края обеспечить активное взаимодействие со средствами массовой информации в части информирования работников о наиболее распространенных профессиональных рисках, культуры безопасного труда и личной ответственности за свое здоровье;
срок исполнения: в течение 2014 года.
3.7. Федерации профсоюзов Приморского края:
- активизировать работу общественного актива по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Срок исполнения: в течение 2014 года.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на департамент труда и социального развития Приморского края.

Заместитель председателя межведомственной комиссии
по охране труда в Приморском крае - Заместитель
руководителя Государственной инспекции труда -
заместитель главного государственного
инспектора труда в Приморском крае
А.Л.МАЛИНОВСКИЙ





ИНФОРМАЦИЯ
О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
В 2013 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2014 ГОД

В 2013 году работа органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления была направлена на реализацию законодательства по охране труда.
В Приморском крае зарегистрировано более 65 тыс. (2012 год - 64 тыс.) организаций. По оценочным данным 1732 (2012 год - 1747) из них имеют численность работающих более 50 чел.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в 164 (2012 год - 161) организациях края созданы службы охраны труда, в 1460 (2012 год - 1464) - введена должность специалиста по охране труда, что составляет 93,8% от организаций, которые должны иметь специалиста по охране труда. Фактическая численность специалистов по охране труда, освобожденных от исполнения несвойственных обязанностей, в организациях края и у работодателей - индивидуальных предпринимателей составляет 1754 человека, или 86,5% (2012 год - 84%) от расчетного норматива.
Для организации совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда в 4512 (2012 год - 4415) организациях края созданы и работают комиссии (комитеты) по охране труда, или 6,9% (2012 год - 6,9%) от общего числа организаций.
В 5249 (2012 год - 5129) организациях края избраны уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, что составляет 8% (2011 год - 8%) от общего числа организаций.
Значительное место в реализации мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости отводится организации обучения по охране труда всех категорий работников, в том числе руководителей, работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Обучение и проверка знаний требований охраны труда в Приморском крае организованы в соответствии со ст. ст. 212, 216, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012, Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003.
В Приморском крае в 2013 году осуществляли деятельность по обучению по охране труда 21 (в 2012 году - 18) организаций, аккредитованных в установленном порядке на выполнение работ (оказания услуг) по проведению обучения по охране труда.
В рамках Закона Приморского края от 9 ноября 2007 года № 153-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда" продолжена работа по организации обучения обучающими центрами в тесном взаимодействии со специалистами по государственному управлению охраной труда муниципальных образований, Государственной инспекцией труда в Приморском крае.
Специалисты по государственному управлению охраной труда муниципальных образований проводили углубленный мониторинг состояния организации обучения по охране труда в организациях, созданию базы данных о количестве обученных по охране труда по категориям слушателей, видам экономической деятельности.
В 2013 году обучено по охране труда в обучающих организациях и работодателями 228165 человек, что составляет 30,8% от общего количества работающих в муниципальных образованиях края.
Обучающими организациями Приморского края было обучено по охране труда 12809. Обучены по охране труда следующие категории работников (% от кол-ва обученных за 2013 год):
- руководители - 5610 чел. (43,8%);
- главные специалисты - 2073 чел. (21,3%);
- специалисты - 3506 чел. (27,4%);
- руководители и специалисты служб охраны труда - 543 чел. (4,2%);
- члены комитетов по охране труда - 172 чел. (1,3%);
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда - 228 чел. (2,0%).
По видам экономической деятельности за 2013 год по охране труда обучены работники:
- оптовой и розничной торговли, ремонт бытовых изделий - 2401 чел.;
- образования - 1859 чел.;
- транспорта и связи - 1323 чел.;
- строительства - 1138 чел.;
- сферы предоставление коммунальных, социальных и др. услуг - 1076 чел.;
- обрабатывающих производств - 942 чел.;
- здравоохранения - 910 чел.;
- государственного управления - 856 чел.;
- сферы по операции с недвижимым имуществом - 735 чел.;
- производства и распределение электроэнергии, газа и воды - 490 чел.;
- управления гостиниц и ресторанов - 254 чел.;
- сельского и лесного хозяйства - 270 чел.;
- рыболовства, рыбоводства - 240 чел.;
- сферы добычи полезных ископаемых - 157 чел.;
- сферы финансовой деятельности - 155 чел.;
- экстерриториальных организаций - 3 чел.
Обучающие организации уделяли значительное внимание построению учебного процесса с использованием как традиционных форм обучения так и на основе компьютерных обучающих программ, видеоматериалов и тренажеров (манекенов) для отработки навыков оказания первой помощи пострадавшим.
В целях координации действий всех заинтересованных структур в области охраны труда в 2013 году в 33 муниципальных образованиях проведены заседания межведомственных комиссий по охране труда. На заседаниях рассмотрен 371 вопрос (2012 г. - 365). Артемовским городским округом актуальные проблемы охраны труда рассматриваются на заседаниях трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений, которой рассмотрено в 2013 году 18 вопросов (2012 г. - 15). В среднем по краю на одно муниципальное образование приходится 10,9 рассмотренных вопросов в сфере охраны труда (2012 г. - 10,7).
В 2013 году проведены 4 заседания межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае, на которых рассмотрено 12 вопросов в области условий и охраны труда, в том числе в сфере здравоохранения, образования, производства пищевых продуктов.
Решения краевой межведомственной комиссии для руководства и исполнения направлялись администрациям муниципальных образований, органам государственного контроля (надзора), руководителям организаций, структурам, оказывающим услуги по обучению по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда.
Информационные материалы и решения краевой межведомственной комиссии по охране труда систематически размещались на сайте Администрации Приморского края, публиковались в СМИ.
В целях координации действий департаментом труда и социального развития Приморского края были организованы и проведены:
заслушивания отчетов глав администраций городских округов и муниципальных районов края о реализации государственных полномочий по государственному управлению охраной труда в муниципальных образованиях;
IV краевая конференция по вопросу "Проблемы охраны труда на современном этапе развития трудовых отношений в Приморском крае и пути их решений", в которой приняли участие свыше 450 человек, в том числе работодатели и работники организаций края;
6 краевых совещаний в сфере охраны труда с участием представителей ДФО, органов государственного контроля (надзора), глав администраций городских округов и муниципальных районов края, специалистов по государственному управлению охраной труда муниципальных образований, организаций, оказывающих услуги по обучению по охране труда, и аттестующих организаций;
13 проверок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда;
ежегодный краевой смотр-конкурс на лучшую постановку работы по охране труда среди работодателей Приморского края, среди городских округов и муниципальных районов Приморского края, в котором приняли участие 34 муниципальных образований края, 184 организации.
В целях популяризации вопросов охраны труда, привлечения к проблемам охраны труда всех участников социально-трудовых отношений, в Приморском крае проведены акции, посвященные Всемирному дню охраны труда и направленные на поддержку идей и лозунгов, провозглашенных Международной Организацией Труда.
В рамках Всемирного дня охраны труда под лозунгом "Профилактика профессиональных заболеваний" в 2013 году проведены мероприятия, направленные на профилактику производственного травматизма, улучшению условий и охраны труда:
месячники по охране труда, дни охраны труда, декады охраны труда в 19 муниципальных образованиях;
заседания межведомственных комиссий по охране труда, координационных советов специалистов по охране труда, круглые столы, семинары (практикумы), совещания, конференции с участием представителей органов государственного контроля (надзора), общественных и профсоюзных активистов, выступления специалистов по охране труда на предприятиях в 29 муниципальных образованиях края;
лекции, беседы, встречи коллективов по вопросам охраны труда, сокращению профессиональных заболеваний, пожарной безопасности прошли в 11 муниципальных образованиях края;
проверки по условиям и охране труда, промышленной безопасности с разработкой мероприятий по устранению выявленных замечаний проведены в 15 муниципальных образованиях края;
инструктажи по охране труда, тренинги по оказанию первой помощи пострадавшим в 14 муниципальных образованиях края;
горячая линия, телефоны доверия по вопросам охраны труда в 4 муниципальных образованиях края;
оформление кабинетов, уголков по охране труда, стендов, выставок, вывешены памятки, плакаты, посвященные Всемирному дню охраны труда в 12 муниципальных образованиях края;
смотры-конкурсы на лучшую организацию охраны труда, на лучший рисунок по охране труда и пожарной безопасности, награждение руководителей и специалистов, достигших наилучших показателей по вопросам улучшения условий и охраны труда в 19 муниципальных образованиях, в которых приняли участие более 3-х тыс. работающих;
размещение на рекламных баннерах социальной рекламы, посвященной Всемирному дню охраны труда и сохранению жизни и здоровья работников на производстве, в 4 муниципальных образованиях края.
Более 26 статей и публикаций о Всемирном дне охраны труда размещены в местных средствах массовой информации и на сайтах городских округов, муниципальных районов. В Артемовском и Дальнегорском городских округах прошли 2 телевизионные передачи, в Кавалеровском муниципальном районе радиопередача, посвященные вопросам охраны труда.
Обучающими организациями, оказывающими услуги в области охраны труда, проведены тематические семинары-практикумы, беседы, совещания с демонстрацией видеофильмов по охране труда, оформлены выставочные стенды с учебно-методической литературой по охране труда, изданы брошюры в 11 муниципальных образованиях края.
Итого в рамках Всемирного дня охраны труда в муниципальных образованиях Приморского края приняли участие 135 организаций, в которых приняли участие более 5 тыс. работающих.
В 2013 году специалистами по государственному управлению охраной труда муниципальных образований края проведено 5139 семинаров, совещаний, консультаций (2012 г. - 5052) со специалистами по охране труда и работниками организаций.
В целях обеспечения на территории края защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда, а также сокращения смертности работающего населения вследствие нарушения требований охраны труда с 2013 года в крае действует государственная программа Приморского края "Содействие занятости населения Приморского края на 2013 - 2017 годы", в которую включены мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
Мероприятия направлены на улучшение условий труда на рабочих местах, повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганду культуры безопасного труда на территории Приморского края.
Объем финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2013 год был запланирован в размере 102326,85 тыс. рублей, в том числе из средств краевого бюджета - 22326,85 тыс. рублей и внебюджетных источников - 80000,00 тыс. рублей.
В результате реализации мероприятий Программы проводится работа в области улучшения условий и охраны труда, сохранения здоровья работающего населения Приморского края, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, что позволяет сократить материальные потери, связанные с последствиями профессиональной заболеваемости. Программа способствует стабильному социально-экономическому развитию Приморского края.
В целом, в 2013 году на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда Программы направлено 179379,262 тыс. рублей, что составляет 175,3% от утвержденного объема денежных средств на 2013 год, из них:
22107,262 тыс. рублей - средства краевого бюджета (освоено 99,0% от запланированного объема на год);
157272,0 тыс. рублей - внебюджетные средства (освоено 196,6% от запланированного объема на год).
В результате реализации комплекса мероприятий в рамках вышеуказанной государственной программы за 2013 год на территории края численность пострадавших от несчастных случаев на производстве составила 837 работников, что ниже показателя 2012 года на 7%. Однако численность пострадавших со смертельным исходом увеличилась и составила 64 человека (рост на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Одним из важнейших направлений государственного управления охраной труда является организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В 2013 году на территории Приморского края осуществляли свою деятельность 16 аттестующих организаций, аккредитованных в установленном порядке на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с "Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н.
За 2013 год аттестация рабочих мест по условиям труда проведена в 2548 организациях, что на 671 организацию больше, чем за 2012 год (или в 1,6 раза). Аттестовано 39615 рабочих мест по условиям труда (на 8395 рабочих мест больше показателей 2012 года (на 27%)).
Наибольший рост количества аттестованных рабочих мест по условиям труда наблюдается в организациях связи (увеличение в 3 раза), образования (увеличение в 2 раза), рыболовстве (увеличение в 1,6 раза).
Анализ представленных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в 2013 году, показывает существенное снижение количества рабочих мест, условия труда на которых не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
Так, по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда 2013 году количество рабочих мест:
- с вредными условиями труда составило 37,6% от общего количества аттестованных рабочих мест (14893 рабочих места), из них на 7575 рабочих местах заняты женщины;
- с оптимальными условиями труда составило 62,4% (24722 рабочих места), из них рабочих мест, на которых заняты женщины (19423 рабочих места).
В 2013 году на территории Приморского края оказывали услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда аттестующие организации из других регионов Российской Федерации. Сторонними организациями за 2013 год аттестовано 684 рабочих места.
За пять лет в организациях Приморского края проведена аттестация 137006 рабочих мест по условиям труда, что составляет 28% от общего количества рабочих мест.
По состоянию на 1 января 2014 года доля работников, занятых в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, составляет 64,7% от списочной численности работников организаций края.
В целях реализации Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда, Трудового кодекса Российской Федерации, включая право на безопасные условия труда, Государственная инспекция труда в Приморском крае осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
Анализ выявляемых в ходе проверок нарушений по охране труда, допускаемых работодателями Приморского края и их устоявшаяся в последнее время структура, показывает, что одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда, а именно - обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников - не нашло еще полной реализации.
В ходе проверок на предприятиях выявлялись следующие нарушения: не все должностные лица и работники проходят обучение и проверку знаний по охране труда; нарушается порядок обучения, инструктажа и проверки знаний требований охраны труда работников; не разрабатываются инструкции по охране труда по профессиям и видам работ; не все работники ознакамливаются с инструкциями по охране труда по профессиям и видам работ; электротехнологический персонал не имеет группы допуска по электробезопасности; документально не оформляется стажировка работников на рабочем месте; работники основных профессий не обеспечиваются сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; личные карточки выдачи работникам СИЗ не соответствуют установленной форме; не разработана система надзора руководителей среднего звена за производством работ с повышенной опасностью, своевременно не проводится техническое освидетельствование грузоподъемного оборудования; электросварщики работают самодельными электрододержателями; не оборудована вытяжная вентиляция в помещении ламповой шахты; отсутствие мероприятий безопасного ведения горных работ; не соблюдаются правила безопасности при хранении полных кислородных баллонов; манометры на посту для кислородной резки не имеют маркировки о прохождении поверки; не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда; не обеспечено проведение обязательных предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников предприятий; не оплачивается предварительный медосмотр при поступлении работников на работу с вредными и опасными условиями труда и др.
Основной причиной многочисленных нарушений государственных нормативных требований по охране труда продолжает оставаться недооценка руководителями предприятий необходимости проведения систематической работы по охране труда.
Кроме того, Государственными инспекторами труда, Государственной инспекции труда в Приморском крае проводятся тематические или целевые проверки хозяйствующих субъектов, по соблюдению работодателями трудового законодательства по вопросам:
- соблюдения работодателями установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- целевого использования средств, направленных на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Одним из основных показателей, свидетельствующих о состоянии условий и охраны труда в регионе, являются сведения о зарегистрированных несчастных случаях на производстве за определенный период.
Прошедший 2013 год характеризуется следующими показателями уровня производственного травматизма.
Всего зарегистрировано в 2013 г. (в сравнении с 2012 г.) несчастных случаев с тяжелыми (т.е. смертельные и тяжелые несчастные случаи) последствиями:


2012 г.
2013 г.
Произошло несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, всего:
208
181
Из них:

Несчастных случаев со смертельным исходом
58
61
Несчастных случаев с тяжелым исходом
150
120

При снижении общего уровня производственного травматизма на 15%, произошло повышение числа погибших на производстве в крае на 5%.
Рост уровня смертельного травматизма связан с происшедшим в январе 2013 года кораблекрушением в условиях шторма в районе промысла рыболовного судна "Ш" ЗАО р/к "В". Произошла трагедия, в которой погибло 9 человек.
Анализом видов происшествий, приведших к травмированию работников, установлено, что в основном (на 75%) это следующие происшествия:
- падение пострадавшего с высоты;
- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин;
- падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр.;
- транспортные происшествия.
В 2013 году произошло существенное сокращение (в два раза) транспортных происшествий. Это связано с окончанием строительства транспортной инфраструктуры в южном Приморье, сдачей в эксплуатацию новых современных дорог и транспортных развязок на построенных в 2008 - 2012 годах автомагистралях.
Анализ основных причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в 2013 году в крае показывает, что их структура существенно не меняется за ряд последних лет.
Так, основными причинами несчастных случаев производстве с тяжелыми последствиями, которые были определены комиссиями по расследованию несчастных случаев (госинспекторами труда, проводящими расследование самостоятельно) в 2013 являлись:
- неудовлетворительная организация производства работ;
- нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств и нарушение правил дорожного движения;
- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;
- нарушение технологических процессов;
- неприменение работниками средств индивидуальной защиты, в том числе и из-за необеспеченности ими работодателями.
Работа государственной инспекции труда, направленная на снижение производственного травматизма в отдельных отраслях и организациях, заключается, прежде всего, в проведении проверок работодателей у которых были зафиксированы случаи травмирования работников.
Так в 2013 году было проведено 12 проверок работодателей допустивших в 2012 году смертельные несчастные случаи на производстве. По результатам проверок работодателям были выданы предписания и наложены административные наказания. Сведения о результатах указанных проверок были размещены на сайте Гострудинспекции, кроме того были проведены совещания с руководителями организаций с привлечением прессы и профсоюзного актива.
При проведении в 2013 году инспекцией труда 67 проверок соблюдения работодателями установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве выявлено 64 нарушения.
Основными нарушениями, допускаемыми работодателями при проведении расследований несчастных случаев, явились:
- нарушение установленных сроков расследования;
- расследование комиссиями не надлежащего состава;
- выводы комиссий работодателя по причинам несчастного случая не соответствовали изложенным обстоятельствам.
Инспекцией труда совместно с органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления муниципальных образований и профсоюзами в 2013 году проводились надзорные мероприятия по вопросам соблюдения работодателями гарантированных прав работников на труд в условиях, соответствующих требования безопасности и гигиены, в том числе соблюдения требований трудового законодательства в части надлежащего финансирования мероприятий по охране труда и целевого использования финансовых средств, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Работа Государственной инспекции труда в Приморском крае в 2013 году характеризуется следующими основными показателями:
общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 1944;
В том числе проведено проверок по вопросам безопасности труда:
- проведения аттестации рабочих мест по условиям труда - 452;
- обучения и инструктирования работников по охране труда - 270;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты - 125;
- проведения медицинских осмотров работников - 91;
- соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве - 67;
- целевого использования средств на мероприятия по охране труда - 32;
- санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников - 43.
В ходе проведенных проверок выявлено 6485 нарушений трудовых прав работников, для устранения которых инспекторами труда выдано 1878 обязательных для исполнения работодателями предписаний.
Инспекторами труда прекращено использование 116 единиц специальной одежды и средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов).
Отстранены от работы по требованию государственных инспекторов труда в связи с не прохождением в установленном порядке обучения и инструктажа по охране труда, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда 1614 человек.
Приостановлено судами по протоколам инспекторов труда 14 единиц оборудования, не отвечающего требованиям безопасности.
За выявленные в ходе проверок нарушения трудового законодательства привлечено к административной ответственности 1821 должностных и юридических лиц, на общую сумму штрафов более 18 миллионов рублей.
Анализируя, по результатам проверок инспекцией труда, состояние условий и охраны труда в отдельных отраслях хозяйства Приморского края или, как сейчас говорят, по отдельных видам экономической деятельности, эти отрасли характеризуются нижеследующим:

Лесное хозяйство
В отрасли по-прежнему актуальны следующие проблемы безопасности труда:
- не организовано проведение технических осмотров транспортных средств перед выездом на линию;
- слабая проработанность вопросов безопасности труда в технологических картах на погрузочно-разгрузочные работы круглых лесоматериалов и раскряжевки хлыстов на верхних складах лесоучастков;
- недостаточная укомплектованность специалистами служб охраны труда организаций, осуществляющих заготовку и переработку леса.

На предприятиях рыбной отрасли
Характерными нарушениями законодательства об охране труда в отрасли являются:
- слабая обученность персонала безопасным методам и приемам выполнения работ;
- нарушения правил безопасности при производстве погрузо-разгрузочных работ;
- не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.

На предприятиях морского транспорта:
Характерными нарушениями трудового законодательства для судоходных компаний являются:
- отсутствует нормативная и методическая литература по охране труда;
- не разработаны методики проведения инструктажей по охране труда;
- в организациях отсутствует набор действующих инструкций инструктажа "на рабочем месте" для рабочих профессий плавсостава и береговых рабочих, нет перечня профессий и работ с повышенной опасностью труда;
- отсутствуют журналы учета несчастных случаев на производстве;
- не разработаны планы номенклатурных мероприятий по охране труда, поэтому не обеспечено плановое финансирование затрат на охрану труда;
- в коллективных договорах организаций (где они заключены) отсутствуют соглашения по охране труда;
- не обеспечена организация проведения обучения проверки знаний по охране труда руководящего состава, ИТР, комсостава судов флота согласно требований ст. 225 ТК РФ.

На предприятиях строительного комплекса:
- осуществляется эксплуатация неисправного оборудования;
- производится допуск к работе работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда;
- допускаются нарушения технологических процессов и производственной дисциплины, отсутствуют проекты производства работ;
- не выдаются средства индивидуальной защиты, особенно в соответствии с выполняемой работой, средства защиты не имеют сертификатов соответствия;
- осуществляется допуск к производству работ без прохождения работниками предварительных при поступлении на работу медицинских осмотров.

На предприятиях автотранспорта:
Автотранспортные предприятия края "лидируют" по наиболее низкому уровню организации работ по охране труда.
Этому способствует:
- отсутствие в организациях нормативно-правовой документации по охране труда;
- изношенный парк автотранспортных средств;
- слабая материально-техническая ремонтная база;
- постоянные нарушения работодателями "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей". Они носят массовый характер. Характерным нарушением является не составление графиков сменности работы, не соблюдение графиков сменности, не ведется учет фактически отработанного времени. Часты случаи нарушения установленного нормативными документами длительности еженедельного непрерывного отдыха.

Обрабатывающие производства в крае характеризуется следующими показателями:
В отрасли прошли процессы дробления крупных предприятий, резко увеличилось число организаций с числом работающих до 50 человек.
Происходит процесс дробления на более мелкие предприятия, численность работающих в которых составляет до 15 человек.
Как правило, в таких организациях отсутствует система управления охраной труда, нет комплекта нормативных документов по охране труда, учитывающих специфику производственной деятельности.

Сельское хозяйство
Сельскохозяйственная отрасль края характеризуется низким уровнем организации работ по охране труда.
В большинстве организаций не разработаны (или давно устарели) инструкции по охране труда по профессиям и видам работ, не организован контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, низкий уровень обеспеченности работающих средствами индивидуальной защиты.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства:
Наиболее характерными нарушениями в отрасли являются слабая обученность работников по охране труда и не обеспеченность работников СИЗ в соответствие с Отраслевыми нормами.

Предприятия торговли, ремонт автотранспортных средств
Предприятия отрасли характеризуются низким уровнем организации работы по охране труда.
Еще велико количество работодателей, не прошедших обучение по охране труда, осуществляющих допуск работников без обучения и без инструктирования и стажировке по охране труда;
- не издаются приказы о назначении лиц, ответственных за организацию работы по охране труда;
- не скомплектованы комплекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;
- многие руководители и специалисты предприятий не прошли обучение по охране труда в Центрах, имеющем лицензию;
- не издаются приказы с перечнем работ и профессий, при которых необходима проверка знаний по электробезопасности;
- журналы регистрации инструктажа на рабочем месте ведутся с нарушениями нормативных требований;
- не проводится стажировка работников перед допуском к самостоятельной работе на оборудовании с повышенными требованиями;
- не разработаны в полном объеме в соответствии с нормативными требованиями, инструкции по охране труда для отдельных профессий и видов работ.

Организации здравоохранения и предоставления услуг социального характера:
В ходе проверок выявляются следующие нарушения безопасности труда:
- не прошли обучение по охране труда руководители и специалисты организаций;
- не обеспечено прохождение периодических медицинских осмотров работниками;
- не разработаны инструкции по охране труда по профессиям и по видам работы;
- не проводятся периодические осмотры зданий и сооружений, не обеспечена выдача молока и другого лечебно-профилактического питания работникам, занятым во вредных условиях труда.

Учреждения образования и культуры.
- к работе допускаются лица, не прошедшие должным образом инструктаж, обучение и проверку знаний требований охраны труда, СИЗ работникам выдается не в полном объеме, используются средства защиты, не имеющие сертификатов соответствия.

Органы государственного управления и обеспечения безопасности:
- при численности работников более 50 чел., отсутствуют специалисты по охране труда, обязанности специалиста по охране труда ни на кого не возлагаются;
- обучение и аттестация работников, отвечающих за обеспечение безопасности дорожного движения, не проводится;
- контроль технического состояния автотранспортных средств перед выездом на линию не осуществляется;
- инструкции по охране труда при выполнении различных работ с повышенной опасностью не разработаны;
- аттестация рабочих мест по условиям труда не проводится.
Вся деятельность Государственной инспекцией труда в Приморском крае, направленная на снижение производственного травматизма в отдельных отраслях и организациях, является приоритетной и направлена в первую очередь выполнение Плана мероприятий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Считаем, что основной задачей в 2014 году в области повышение безопасности труда и улучшения условий труда, которая стоит перед всеми органами надзора, специалистами Администрации Приморского края и муниципальных образований является реализация принятого в 2013 году Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О специальной оценке условий труда". Данным законом существенно уменьшены затраты работодателей на определение вредных факторов производства, упрощена сама процедура их выявления и фиксации.
Одной из проблем в области охраны труда, считаем, является необходимость существенного повышение качества обучения работников и специалистов предприятий и организаций по охране труда. Это относится как к обучению специалистов в центрах, имеющих право его проводить, так и к работодателям, организующим обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ.
Считаем необходимым, также, в 2014 году усилить работу по привлечению работодателей края к участию в добровольном Декларирование деятельности организаций по реализации и соблюдению трудовых прав работников. В настоящее время на территории Приморского края уже выданы сертификаты доверия 69 организациям, работодатели которых гарантированно соблюдают, в том числе, обязанности по созданию безопасных и здоровых условий труда. Привлечение более широкого круга работодателей к этой работе позволит улучшить состояние условий и охраны труда в целом по Приморскому краю.
Вопросы сохранения здоровья работающего населения остаются приоритетным направлением государственной политики в области трудовых отношений и охраны труда.
Ежегодно, в зависимости от показателей лабораторного контроля факторов производственной среды и наличия случаев профессиональных заболеваний, меняется и распределение промышленных объектов по группам. Больших изменений не наблюдается, в частности несколько снижен удельный вес по I благополучной группе объектов с 29,7% до 29,2% (2011 г. - 29,6%), в результате автоматически увеличивается показатель по II группе - до 65,6% (2012 г. - 65,3%, 2011 г. - 64,6%) и соответственно по III неблагополучной группе - с 5,0% до 5,2% (2011 г. - 5,8%) от общего числа промышленных объектов.
Применение мер административного воздействия к юридическим и должностным лицам способствует проведению мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и сохранение здоровья работников края. Согласно данным инструментальных замеров, проведенных в 2013 году, по сравнению с 2012 году снизился удельный вес неудовлетворительных исследований по следующим факторам производственной среды: ЭМП на 1,3%, по уровню вибрации на 3,7%. Но вместе с тем превысил по параметрам микроклимата на 11,2%, освещенности на 8,4% и уровню шума на 2,5%.
Использование устаревших технологий производства и оборудования, не проведение работ по реконструкции и техническому перевооружению производства подтверждается высоким процентом рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам, по ряду производственных факторов. Такое положение дел характерно для предприятий по добыче металлических руд, где удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по уровню шума составляет 67,7%, по уровню вибрации 71,1%, по параметрам микроклимата 56,3%, по уровню освещенности 37,5%. Высокий показатель рабочих мест, не отвечающих нормативам по уровню шума характерен для предприятий добывающей отрасли - 56,7%, лесного хозяйства - 55,0%, деревообработки - 48,7%, металлургии - 40,0%, химической промышленности - 35,0% и строительстве - 34,0%, где уровень шума превышает допустимые значения на 5 - 20 дБА.
Высокий удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по параметрам микроклимата характерен для металлургической промышленности, производства прочих неметаллических минеральных продуктов и связи. Доля таких рабочих мест составила более 50% (соответственно 52,5%, 51,5% и 52,0%) и где в зависимости от производственного процесса параметры микроклимата превышают допустимые показатели в теплый или холодный периоды года на 3 - 5 градусов. По уровню вибрации 41,6% рабочих мест с превышением нормативов приходится на химическую промышленность. Число исследованных проб на пары и газы, с превышением ПДК (%) снизилось на 0,5%, число исследованных проб на пыль и аэрозоль, превышающих ПДК - снизилось на 2,4%. Пробы воздуха на вещества 1 и 2 классов опасности, с превышением ПДК, на пары и газы, а также по пыли и аэрозолям вообще не регистрировались. Всего исследовано 2177 (2012 г. - 2617) проб воздуха рабочей зоны, из них только 33 пробы не отвечало нормативным требованиям, что составило 1,5% (2012 г. - 2,5%).
В Приморском крае за последние 3 года зарегистрировано 307 случаев профессиональных заболеваний (отравлений), из них: 2013 год - 111 случаев, 2012 год - 70 случаев, 2011 год - 126 случаев.
На фоне снижения уровня профессиональной патологии в 2012 году, в отчетном году число профессиональных заболеваний по сравнению с прошлым годом возросло в 1,5 раза или на 35,6%. Показатель профессиональной заболеваемости составил 2,1 на 10000 работающих во вредных и опасных условиях труда, против 1,1 - 2012 г. Показатель профессиональной заболеваемости по краю превысил показатель по РФ (2012 г. - 1,7) на 0,4.
Удельный вес профессиональных заболеваний среди женщин составил - 13,5%, что ниже показателя по Приморскому краю 2012 года на 6,5% (2012 г. - 20,0%) и ниже показателя по Российской Федерации на 1,6% (2012 г. - 15,1%). Показатель профессиональной заболеваемости среди женщин на 10 тысяч работающих во вредных и опасных условиях труда составил 1,1 (2012 г. - 0,8), что выше показателя 2012 г. - на 0,3.
В 2013 году хронические профессиональные заболевания и отравления составили - 99,04%, на долю острых профзаболеваний (отравлений) приходится 0,96% (1 случай). В 21,6% случаев профессиональных заболеваний от общего числа случаев зарегистрированы с утратой трудоспособности (2012 г. - 18,6%, 2011 г. - 41,3%, РФ - 49,3%).
В 75,6% случаев профессиональные заболевания зарегистрированы на предприятиях с частной формой (РФ - 70,22%). В отчетном году возрос удельный вес работников, у которых зарегистрировано два и более профессиональных заболевания с 4,5% до 6,7%, из них 1 женщина (14,3%). Единичный случай острого заболевания Декомпрессионная болезнь зарегистрирован в г. Владивостоке, возникновение которого обусловлено несовершенством технологического процесса.
Структура хронических профессиональных заболеваний по краю практически не меняется, по-прежнему преобладают:
- заболевания, связанные с воздействием физических факторов 59,5% (2012 г. - 38,6%, 2011 г. - 64,29%);
- заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем - 18,9% (2012 г. - 24,3%, 2011 г. - 11,1%);
- заболевания (интоксикации), вызванные воздействием химических факторов - 9,9% (2012 г. - 11,3%, 2011 г. - 12,71%);
- заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей - 7,2% (2012 г. - 11,3%, 2011 г. - 7,93%);
- заболевания, вызванные действием биологических факторов - 1,8% (2012 г. - 10,0%, 2011 г. - 3,97%);
- заболевания, вызванные воздействием аллергенов - 1,8% (2012 г. - 4,3%).
По нозологическим формам в структуре профессиональной заболеваемости за отчетный период лидирующее место занимает вибрационная болезнь - 32,4% (2012 г. - 12,9%, 2011 г. - 33,3%), второе место приходится на нейросенсорную тугоухость - 18,9% (2012 г. - 17,1%, 2011 г. - 17,1%), третье место разделили радикулопатия - 13,5% (2012 г. - 24,3%, 2011 г. - 8,7%) и полинейропатии (2012 г. - 10,0%, 2011 г. - 15,9%), на четвертом месте - профессиональная болезнь легких - 9,9% (2012 г. - 12,9%, 2011 г. - 9,5%).
Профессиональные заболевания регистрировались у лиц, достигших возраста 51 - 55 лет (35,1%), причем преимущественно у мужчин - 30,6%. Среди женщин профессиональная патология приходится на лица, достигших возраста 46 - 50 лет (46,7%).
В зависимости от стажа работы в контакте с вредными производственными факторами, то ведущее место приходится на группу лиц со стажем 30 и более лет - 45,0% (в 2012 г. - группа лиц со стажем работы до 30 лет - 52,2%), причем лидируют в этой группе мужчины - 43,2%. Среди женщин наибольший удельный вес профессиональных заболеваний пришлось на группу лиц со стажем работы в контакте с вредным производственным фактором 25 - 30 лет - 7,2%.
Высокий удельный вес профессиональной патологии зарегистрирован в следующих отраслях экономики: металлургическая - 28,8 (2012 г. - 18,5), транспорт - 17,1 (2012 г. - 17,1), угольная промышленность - 12,6 (2012 г. - 12,9), судостроительная - 7,2 (2012 г. - 1,4), электроэнергетика - 6,3 (2012 г. - 5,7), деревообрабатывающая промышленность - 5,4 (2012 г. - 0), лесозаготовительная - 4,5 (2012 г. - 5,7), лесное хозяйство - 3,6 (2012 г. - 3,0), строительство - 3,6 (2012 г. - 8,6), здравоохранение - 1,8 (2012 г. - 10,1), промышленность строительных материалов - 1,8 (2012 г. - 1,4). В угольной промышленности, сельском хозяйстве отмечается тенденция снижения профессиональной заболеваемости.
Удельный вес профессиональных заболеваний, выявленных при проведении периодических медицинских осмотров в 2013 году составил 74,8%, что выше уровня прошлого года на 6,2% (2012 г. - 68,6%, 2011 г. - 85,48%) и выше показателя по Российской Федерации на 5,2% (2012 г. - 69,62%). В 2013 году снизился показатель профессиональных заболеваний, выявленных при непосредственном обращении работников в ЛПУ на 6,2% (2012 г. - 31,4%, 2011 г. - 14,5%), при показателе по РФ 33,38%.
Неустойчивая работа промышленных предприятий, отсутствие средств и экономической заинтересованности у работодателей отразились и на проведении периодических медицинских осмотров. Охват профилактическими медицинскими осмотрами работников снизился на 0,5% и составил 96,3% (2012 г. - 96,8%, 2011 г. - 96,6%), в абсолютных цифрах подлежало осмотру всего 104291 человек, осмотрено - 100421 человек. На базе краевого центра профпатологии подлежало периодическому медицинскому осмотру 15711 человек, из них 5108 женщин, осмотрено 15261 человек, из них 4881 женщин. Охват профилактическими медицинскими осмотрами работников на базе краевого центра профпатологии составил 97,1% против 94,5% 2012 года (2011 г. - 95,8%).
В рамках государственного надзора в 2013 году проведено 456 (2012 г. - 506) обследований, в том числе 42,5% или 194 в порядке плановых мероприятий по надзору и 57,5% или 262 составили внеплановые мероприятия, основаниями для проведения внеплановых мероприятий по надзору послужили: контроль выполнения предписаний - 84,5% (2012 г. - 84,0%, 2011 г. - 81,0%), обращения и заявления граждан - 15,1% (2012 г. - 8,5%, 2011 г. - 7,6%). Составлено всего 568 - протоколов об административном правонарушении, вынесено 345 постановлений о назначении административного наказания, в том числе 14 или 4,1% предупреждений, 331 или 95,9% на административный штраф, с общей суммой наложенных штрафов 1494,5 тыс. рублей. На рассмотрение в суды направлено 95 дел о привлечении к административной ответственности, из них по 67 делам принято решение о наказании, в том числе на приостановление деятельности - 3 и наложение штрафа - 64.
Основными задачами на 2014 год остаются:
- эффективное проведение надзорных мероприятий, направленных на снижение неблагоприятного воздействия физических факторов производственной среды;
- повышение целенаправленности лабораторно-инструментального контроля при проведении проверок.
Совершенствование деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия работников промышленной сферы производства с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений санитарного законодательства.

Сведения о несчастных случаях на производстве
и профессиональных заболеваниях в 2013 году

несчастные случаи на производстве
признаны страховыми
легкие
667
тяжелые
115
смертельные
51
профессиональные заболевания
81

Использование сумм страховых взносов
на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на финансовое
обеспечение предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных
заболеваний работников в 2013 году


количество предприятий
количество рабочих мест/работников
использованная сумма, всего (руб.)
Всего предприятий, израсходовавших суммы на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Из них на:
273
145225
80368838
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
102
4986
15200401
Проведение мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений в соответствие с нормативными требованиями охраны труда
3
31
365423
Обучение по охране труда
39
231
687188
Приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств
85
11319
24983738
Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
14
396
11570617
Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
73
14745
27071071
Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием
0
0
0
Приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры)
2
17
490400
Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов)
0
0
0

Установление страхователям скидок/надбавок
к страховому тарифу на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в 2013 году

Скидки к страховому тарифу
10 страхователей
Надбавки к страховому тарифу
301 страхователей

Информация подготовлена с учетом информаций, представленных:
Государственной инспекцией труда в Приморском крае;
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю;
ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
администрациями городских округов и муниципальных районов Приморского края;
Департаментом труда и социального развития Приморского края.


------------------------------------------------------------------