Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 15.04.2014 N 7-5-2014/111 "Об устранении нарушений природоохранного законодательства"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 7-5-2014/111

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании коллективного обращения жителей микрорайона Фабричный пгт Хрустальный Кавалеровского муниципального района Приморского края, поступившего из администрации указанного района, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО "ГК "Х"
Установлено, что ООО "ГК "Х" (ИНН <...>, ОГРН <...>, юридический адрес: <...>) является собственником объекта - "хвостохранилище" с кадастровым номером 25:04:000000:1603, расположенном по адресу: <...>.
Также ООО "ГК "Х" на праве аренды использует два земельных участка площадями 200539 кв. м и 460461 кв. м с кадастровыми номерами 25:04:010000:30 и 25:04:010000:29 соответственно.
В соответствии с п. п. 3.4.5, 3.4.6 каждого из договоров аренды на арендатора земельных участков возложена обязанность не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также обеспечить санитарную очистку территории в соответствии с нормами, утвержденными муниципальными правовыми актами Хрустальненского городского поселения Кавалеровского муниципального района.
К основным видам деятельности данного предприятия относится переработка отходов горной промышленности.
На момент проведения проверки, планируемая предприятием деятельность по переработке отходов, находящихся на хранении в хвостохранилище, не осуществляется, вместе с этим, в настоящее время в процессе выветривания хвостохранилища образуется значительное количество пыли, а объект расположен в границах населенного пункта пгт Хрустальный Кавалеровского муниципального района Приморского края.
В связи с чем, установлено, что ООО "ГК "Х" не исполняются обязанности по надлежащему содержанию принадлежащего ему на праве собственности имущества.
По правилам ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" принадлежащий ООО "ГК "Х" относится к опасным производственным объектам.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч. 1 ст. 39 указанного Федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 4 - 6, 8, 11, 107 - 109 Постановления Госгортехнадзора РФ от 05.11.1996 № 434 "Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации хвостовых, шламовых и гидроотвальных хозяйств. ПБ 06-123-96 хвостохранилища и другие гидротехнические сооружения (ГТС) всех классов, технологически связанные с процессом добычи и переработки полезных ископаемых, должны эксплуатироваться по проектам, разработанным специализированными организациями и утвержденным в установленном порядке; организации, осуществляющие проектирование, строительство и эксплуатацию сооружений хвостовых хозяйств, должны иметь разрешение (лицензии) на эти виды деятельности; площадки для устройства хвостохранилищ, санитарно-защитные и охранные зоны, промышленные и бытовые помещения, проезды, проходы, связь, сигнализация и освещение, а также чистота вод, сбрасываемых в открытые водоемы, и чистота воздушного бассейна в районе расположения хранилищ должны отвечать требованиям действующих норм и правил; для эксплуатируемых хвостохранилищ должны быть определены последствия разрушения их ограждающих и водосбросных сооружений, дренажных и противофильтрационных устройств, определены границы опасной зоны, зон возможного затопления территории, загрязнения подземных и поверхностных вод и воздушного бассейна; на гидротехнические сооружения хвостохранилищ и шламонакопителей 1, 2 и 3 классов должны быть разработаны декларации безопасности; запрещается без согласования с природоохранными органами эксплуатация хвостохранилищ, от пыления которых запыленность атмосферного воздуха за пределами установленной проектом санитарной зоны превышает ПДК; запрещается сброс воды из хвостохранилища в природные водоемы без согласования с органами санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды.
Однако, как установлено в ходе настоящей проверки, по сведениям, предоставленным Дальневосточным управлением Ростехнадзора ООО "ГК "Х" вышеприведенные требования законодательства не исполняет, объект хвостохранилище, расположенный в пгт Хрустальный, не внесен в реестр опасных производственных объектов.
Со слов представителя ООО "ГК "Х" В.Е.С. в настоящее время предприятие не имеет технологического проекта хвостохранилища, разработанного и утвержденного в установленном законом порядке.
Кроме того, в соответствии с санитарной классификацией СанПиН 2.2.1/2Л.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" горнообогатительные комбинаты относятся к предприятиям 1 класса с санитарно-защитной зоной 1000 м, отвалы и шламонакопители при добыче цветных металлов относятся ко 2 классу с санитарно-защитной зоной 500 метров.
Статьей 4 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" указано, государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений; - потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции; атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях; - порядку осуществления производственного контроля.
В соответствии с п. 5 указанного постановления государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При решении вопросов размещения объектов промышленного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, объектов и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
В соответствии с п. 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Пунктом 2.5 указанного постановления установлено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Согласно п. п. 2.1, 2.2, 3.12 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, установлено, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. При этом ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Однако, по информации, предоставленной управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю от 26.03.2014 № 4245 на требование природоохранного прокурора - данным управлением санитарно-эпидемиологические заключения на проекты организации санитарно-защитных зон для предприятий ООО "ГК "Х" в отношении объектов, расположенных на территории Кавалеровского муниципального района не утверждались, также не проведена оценка риска для здоровья населения, проживающего в зоне влияния указанного предприятия.
Соответственно, для данного предприятия в установленном законом порядке не определена специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных как гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Поскольку санитарно-защитная зона в районе карьера "Ключевое-5" не определена, соответственно деятельность общества "Г" создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека.
Более того, в соответствии с указанной информацией Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, по результатам лабораторного контроля, качество проб почвы в районе расположения хвостохранилища оценена как опасное.
Статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлена, в том числе дисциплинарная ответственность.
Полагаю, что допущенные нарушения стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей сотрудниками ООО "ГК "Х", а также обусловлены отсутствием должного контроля со стороны руководства предприятия, что в свою очередь повлекло нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 7, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства, причин и условий им способствующих. Принять меры направленные на разработку и утверждение технической проектной документации, внесения объекта в реестр опасных производственных объектов, разработку и утверждение проекта санитарно-защитной зоны хвостохранилища, обеспечить осуществление контроля за состоянием подземных и поверхностных вод на территории объекта, контроля за состоянием атмосферного воздуха, состоянием почв в зоне возможного влияния хвостохранилища.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ООО "ГК "Х", виновных в нарушениях закона.
3. О дате, времени и месте рассмотрения представления сообщить в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок.

Приморский межрайонный
природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------