Протест прокурора Приморского края от 24.04.2014 N 21-23-2014 "На постановление Губернатора Приморского края от 11.06.2010 N 63-пг "Об утверждении Административного регламента департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Приморского края, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных учреждений, полномочия по лицензированию образовательной деятельности которых осуществляют федеральные органы государственной власти" "



ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПРОТЕСТ
от 24 апреля 2014 г. № 21-23-2014

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 11.06.2010 № 63-ПГ
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, ПО ВСЕМ
РЕАЛИЗУЕМЫМ ИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОЛНОМОЧИЯ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 28.08.2013)

Постановлением Губернатора Приморского края от 11.06.2010 № 63-пг утвержден административный регламент департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Приморского края, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных учреждений, полномочия по лицензированию образовательной деятельности которых осуществляют федеральные органы государственной власти" (далее по тексту - административный регламент).
Административный регламент противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
С 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", 28.10.2013 Постановлением Правительства Российской Федерации № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, однако до настоящего времени административный регламент не приведен в соответствие с данными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1.2 административного регламента, круг заявителей составляют образовательные учреждения, расположенные на территории Приморского края, за исключением образовательных учреждений, полномочия по лицензированию образовательной деятельности которых осуществляют федеральные органы государственной власти, обратившиеся в департамент с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, временной лицензии, переоформлении лицензии, выдаче дубликата лицензии, копии лицензии, либо их уполномоченные представители, в письменной или электронной форме.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Таким образом, пункт 1.2 административного регламента ограничивает круг соискателей лицензии на образовательную деятельность и не предоставляет право обращения за получением государственной услуги организациям, осуществляющим обучение, а также индивидуальным предпринимателям.
Пунктами 10, 15, 16, 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, определен перечень документов и сведений, которые соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, однако п. 2.6 административного регламента, устанавливающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиям указанного Положения не соответствует.
К примеру, для получения лицензии п. 2.6 административного регламента не предусмотрено предоставление копий документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации - сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников; копий разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ; реквизитов выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности.
На основании ч. 12 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии установленных оснований, в том числе: лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа; для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать.
В нарушение изложенных требований закона п. 2.7 оспариваемого административного регламента установлено, что если лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата не отнесено к компетенции лицензирующего органа, или для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат не вправе реализовывать, то департамент образования и науки Приморского края отказывает соискателю лицензии или лицензиату в принятии документов к рассмотрению, в то время как в силу прямого указания закона при изложенных обстоятельствах должно приниматься решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.
В соответствии с ч. 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
В нарушение ч. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.9 административного регламента установлено, что факт уплаты государственной пошлины заявителем в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, что ограничивает право заявителя на оплату государственной пошлины в кредитной организации, поскольку подтверждение оплаты государственной пошлины платежным поручением с отметкой банка административным регламентом не предусмотрено.
Согласно пункту 5.3 административного регламента, жалоба подается: непосредственно директору департамента в письменной форме на бумажном носителе по почте по адресу: 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, 22, либо на личном приеме заявителя. Личный прием проводится директором департамента по адресу: 690110, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45-а, кабинет 501, часы приема: с 14.00 до 18.00 каждый понедельник; в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта, региональной государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Приморского края" либо федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", в том числе по электронной почте департамента (education2006@primorsky.ru) либо по электронной почте Администрации Приморского края (www.primorskv.ru). Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
Вместе с тем, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в ч. 2 ст. 11.2 определяет общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы - жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Кроме того, в административном регламенте допущены нарушения правил юридической техники.
Так, в преамбуле административного регламента, а также в пунктах 2.5, 2.7, 2.8, 3.4 указаны Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", которые являются утратившими юридическую силу в связи с принятием новых нормативных правовых актов.
Таким образом, постановление Губернатора Приморского края от 11.06.2010 № 63-пг "Об утверждении административного регламента департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Приморского края, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных учреждений, полномочия по лицензированию образовательной деятельности которых осуществляют федеральные органы государственной власти" подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

прошу:

1. Постановление Губернатора Приморского края от 11.06.2010 № 63-пг "Об утверждении административного регламента департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги "Лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Приморского края, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных учреждений, полномочия по лицензированию образовательной деятельности которых осуществляют федеральные органы государственной власти" (в редакции от 28.08.2013) привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
3. О времени и месте рассмотрения протеста уведомить прокуратуру Приморского края для участия.
4. О результатах рассмотрения протеста прошу сообщить в прокуратуру края в письменной форме.

И.о. прокурора края,
старший советник юстиции
В.И.БОГОМОЛОВ


------------------------------------------------------------------