Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2014 N А51-16546/2014 <О признании недействующим пункта 12.1 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков", утв. решением Думы Дальнереченского муниципального района Приморского края от 20.12.2012 N 108>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. № А51-16546/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 1 октября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 8 октября 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т" (ИНН <...>, ОГРН <...>, дата государственной регистрации 30.07.2009),
к Думе Дальнереченского муниципального района Приморского края (ИНН <...>, ОГРН <...>, дата государственной регистрации 15.02.2000),
третье лицо администрация Дальнереченского муниципального района,
об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Д" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решение Думы Дальнереченского муниципального района Приморского края от 20.12.2012 № 108 "Об утверждении ставок, методики расчета, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Дальнереченского муниципального района" в части п. 12.1 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков, предназначенные для строительства, размещения и эксплуатации трубопроводов, в размере 0,35.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, заявлений, ходатайств не представили. Поскольку суд не усмотрел препятствий для проведения судебного заседания, оно проведено в отсутствие указанных лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании 01.10.2014 представитель Общества настаивает на требованиях в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, в котором указал, что считает недействующим решение Думы Дальнереченского муниципального района Приморского края от 20.12.2012 № 108 "Об утверждении ставок, методики расчета, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Дальнереченского муниципального района" в части п. 12.1 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков", предназначенные для строительства, размещения и эксплуатации трубопроводов, в размере 0,35, обосновывая это тем, что согласно подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства № 582, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 3 Правил, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном ЗК РФ, либо право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с ЗК РФ.
Арендная плата за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется согласно пункту 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет, предельный размер арендной платы установлен в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Таким образом, считает, что поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, в связи с чем настаивает на том, что Дума Дальнереченского муниципального района Приморского края неправомерно установила ставку арендной платы за земли, занятые земельными участками, предназначенные для строительства, размещения и эксплуатации трубопроводов, в размере 35%.
Дума с заявленными требованиями не согласна, в письменном отзыве указала, что согласно п. 3 ст. 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются только органами местного самоуправления, считает ссылку заявителя на норму, установленную п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" несостоятельной, поскольку, по его мнению, она применима только при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Из материалов дела и пояснений стороны судебная коллегия установила, что ООО "Т" по договору аренды земельного участка от 01.06.2012 № 24/857-27-12/2221-13, от 07.05.2013 № 41/1095-38-13/2602-1, от 07.05.2013 № 42/1093-38-13/2584-13, от 07.05.2013 № 43/1094-38-13/2604-13 является арендатором 73 земельных участков с кадастровыми номерами 25:02:010602:152, 25:02:010602:146, 5:02:010602:148, 25:02:010602:160, 25:02:010602:163, 25:02:010602:142, 25:02:010602:144, 25:02:010602:139, 25:02:010503:186, 25:02:010503:181, 25:02:010601:268, 25:02:010601:264, 25:02:0105003:107, 25:02:010503:108, 25:02:010602:168, 25:02:010602:166, 25:02:010501:99, 25:02:010207:506, 25:02:010207:498, 25:02:010503:180, 25:02:010207:468, 25:02:010207:478, 25:02:010103:308, 25:02:010203:179, 25:02:010207:488; 25:02:010207:466, 25:02:010503:190, 25:02:010207:291, 25:02:010207:470, 25:02:010103:320, 25:02:010203:187, 25:02:010207:500, 25:02:010207:527, 25:02:010207:508, 25:02:010103:316, 25:02:010203:181, 25:02:010203:171, 25:02:010207:502, 25:02:010207:486, 25:02:010207:484, 25:02:010103:318, 25:02:010203:183, 25:02:010207:490, 25:02:010503:118, 25:02:010503:175, 25:02:010503:178, 25:02:010503:184; 25:02:010601:266, 25:02:010602:150, 25:02:010602:154, 25:02:010602:156, 25:02:010602:158, 25:02:010602:162, 25:02:010602:170, 25:02:010602:172; 25:02:010103:306, 25:02:010103:310, 25:02:010103:312, 25:02:010103:314, 25:02:010203:173, 25:02:010203:175, 25:02:010203:177, 25:02:010207:471, 25:02:010207:474, 25:02:010207:476, 25:02:010207:480, 25:02:010207:481, 25:02:010207:492, 25:02:010207:494, 25:02:010207:496, 25:02:010207:512, 25:02:010207:525, 25:02:010207:612, площадью 65057 кв. м, находящихся в границах Дальнереченского муниципального района, для использования в целях строительства и дальнейшей эксплуатации линейной части объекта "Т"В" участок НПС "С" - СМНП "К" (ВСТО-II), сроком по договору аренды земельного участка от 01.06.2012 № 24/857-27-12/2221-13 с 01.06.2012 по 01.06.2061, по остальным договорам с 01.03.2013 по 28.02.2062.
На указанных участках расположены объекты трубопроводной системы "В-Т" (ТС "ВСТО-2), состоящие из 931 объектов, являющихся собственностью Общества. Осуществлена государственная регистрация договора аренды.
Решением Думы Дальнереченского муниципального района Приморского края от 20.12.2012 № 108 "Об утверждении ставок, методики расчета, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Дальнереченского муниципального района" (далее - Решение № 108) утверждены ставки, в том числе, пунктом 12.1 приложения к Решению № 108 утверждена ставка арендной платы в размере 0,35 на земельные участки, предназначенные для строительства, размещения и эксплуатации железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройства транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Посчитав, что решение Думы Дальнереченского муниципального района Приморского края от 20.12.2012 № 108 "Об утверждении ставок, методики расчета, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Дальнереченского муниципального района", в части пункта 12.1 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" при установлении ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Дальнереченского муниципального района, предназначенные для строительства, размещения и эксплуатации трубопроводов, в размере 0,35 незаконным, не соответствуют пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого нормативного акта, судебная коллегия полагает, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.11.2007) регулирует особенности установления размера платы по договорам аренды для земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформлено.
Арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется согласно пункту 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление № 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением № 582 для земель федеральной собственности.
Органы местного самоуправления вправе установить порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, но при этом указанный порядок должен соответствовать установленным постановлением № 582 основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Между тем, орган местного самоуправления не представил надлежащих доказательств экономической обоснованности оспариваемого решения в части установления ставки арендной платы в размере 0,35. Кроме того, из представленных заявителем муниципальных правовых актов, принятых в муниципальных образованиях, на территориях которых также находятся земельные участки, занятые трубопроводом, судебная коллегия установила, что арендная плата установлена в размере гораздо более низком (в диапазоне до 2%), чем установленная Думой Дальнереченского муниципального района в оспариваемом в части решении.
Учитывая установленные фактические обстоятельства дела, судебной коллегии представляется правильным вывод заявителя относительно необоснованного применения Думой Дальнереченского муниципального района Приморского края ставки арендной платы в размере 0,35 земельных участков, используемых в целях строительства и дальнейшей эксплуатации линейной части объекта "Т"В" участок НПС "С" - СМНП "К" (ВСТО-II) ООО "Т" по договорам аренды от 01.06.2012 № 24/857-27-12/2221-13, от 07.05.2013 № 41/1095-38-13/2602-1, от 07.05.2013 № 42/1093-38-13/2584-13, от 07.05.2013 № 43/1094-38-13/2604-13.
В силу пункта 2 части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемый нормативный акт не действующим полностью или в части, установив его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать решение Думы Дальнереченского муниципального района Приморского края от 20.12.2012 № 108 "Об утверждении ставок, методики расчета, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Дальнереченского муниципального района" в части п. 12.1 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков", предназначенные для строительства, размещения и эксплуатации трубопроводов, в размере 0,35 несоответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействующим в обжалуемой части.
Взыскать с Думы Дальнереченского муниципального района Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Т" 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.


------------------------------------------------------------------