Решение Приморского краевого суда от 16.10.2014 N 3-80/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 25.06.2014 N 24/6 "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия Водоканализационного Коммунального хозяйства "С", находящихся на территории Сибирцевского городского поселения Черниговского муниципального района">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. № 3-80/14

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия Водоканализационного Коммунального хозяйства "С" о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 25 июня 2014 года № 24/6 "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия Водоканализационного Коммунального хозяйства "С", находящихся на территории Сибирцевского городского поселения Черниговского муниципального района",

установил:

Муниципальное унитарное предприятие Водоканализационного Коммунального хозяйства "С" (далее предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 25 июня 2014 года № 24/6, опубликованного в "Приморской газете" № 69 (934) от 27 июня 2014 года.
В обоснование заявления указано, что постановлением утверждены производственные программы МУП ВКХ "С" (приложение № 1 и 2) и тарифы на водоснабжение питьевой водой и водоотведение для потребителей МУП ВКХ "С", находящихся на территории Сибирцевского городского поселения Черниговского муниципального района (приложение № 3). Тарифы установлены на период с 1 июля по 31 декабря 2014 года в размере: для населения (с НДС) на питьевую воду 27 руб. 85 коп. за 1 куб. метр, на водоотведение 27 руб. 77 коп. за 1 куб. метр, для прочих групп потребителей (без НДС) на питьевую воду 23 руб. 60 коп. за 1 куб. метр, на водоотведение 23 руб. 54 коп. за 1 куб. метр.
Предприятие просит признать постановление недействующим как противоречащее статьям 3, 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", пунктам 35, 36, 38, 40, 51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", поскольку при установлении тарифов необоснованно исключены расходы предприятия на капитальный и аварийно-восстановительный ремонт, подтвержденные отчетом ООО НВП "Э" по результатам обследования систем водоснабжения и водоотведения пгт Сибирцево. Согласно отчету состояние систем водоснабжения и канализации пгт Сибирцево неудовлетворительное, износ составляет 80%. Предприятием подготовлена ремонтная программа на 2014 год, предусматривающая ремонтные работы системы водоснабжения на общую сумму 4456714 руб. с транспортными расходами на сумму 5348057 руб. и ремонтные работы системы водоотведения на сумму 4263444 руб. с транспортными расходами на сумму 5116133 руб. Однако департаментом учтены только расходы на текущий ремонт и не предусмотрены расходы на капитальный ремонт, что противоречит требованиям закона, предусматривающим при применении метода экономически обоснованных расходов обязательное включение в тарифы расходов на капитальный ремонт централизованных коммунальных систем.
В судебном заседании представители МУП ВКХ "С" неоднократно уточняли требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и окончательно просили признать постановление недействующим в полном объеме, ссылаясь на существенное занижение тарифов, что не обеспечивает самоокупаемости предприятия и нормальной работы коммунальных водопроводных сетей.
Представители департамента с заявлением не согласились, считают, что утвержденные производственные программы и установленные тарифы являются экономически обоснованными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, а также установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 3 указанного Закона).
К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено утверждение правил регулирования тарифов (п. 6 ч. 1 ст. 4 Закона).
Установление тарифов в указанной сфере относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона).
В соответствии с п. 2 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года № 214-па (в редакции постановления от 30 декабря 2011 года № 357-па), департамент по тарифам является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
Пунктами 1, 2 и 5 пункта 9.21 Положения предусмотрено, что департамент устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждает производственные программы, выбирает методы регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В пределах полномочий, определенных Положением, департамент принимает решения самостоятельно путем рассмотрения дел на заседании правления департамента и вынесения соответствующего решения (п. 10 Положения). Департамент вправе создавать экспертные и рабочие группы для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции департамента; проводить экспертизу расчетных материалов, представляемых организациями, расположенными на территории Приморского края, по утверждению или согласованию цен, тарифов, надбавок, наценок, подлежащих государственному регулированию (п. п. 13.8, 13.9 Положения).
Таким образом, обжалуемое постановление принято департаментом по тарифам Приморского края в пределах его полномочий.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона № 416-ФЗ государственному регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (п. 1 ч. 2) и водоотведение (п. 1 ч. 8).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 33 Закона).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных ст. 32 настоящего Закона, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 32 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Основы ценообразования), а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Правила регулирования).
Регулирование тарифов может осуществляться методом экономически обоснованных расходов (затрат) (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Согласно пп. "а" п. 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов может применяться, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Из представленных документов следует, что МУП ВКХ "С" создано постановлением главы Сибирцевского городского поселения от 29 марта 2013 года № 27. В течение 2013 года государственное регулирование тарифов данного предприятия не осуществлялось.
4 апреля 2014 года предприятие направило в департамент по тарифам Приморского края заявление и документы для рассмотрения и утверждения тарифов на питьевую воду и водоотведение, с предложением установить тариф на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год в размере 54 руб. 74 коп. и 74 руб. 82 коп. соответственно за 1 куб. метр без НДС, ссылаясь на то, что основные фонды предприятия изношены и требуют значительных финансовых вложений, в том числе на капитальный ремонт.
В соответствии с п. 12 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Перечень документов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, предусмотрен п. 17 Правил регулирования.
Для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней (п. 22 Правил регулирования).
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение правления принимается на основании представленных организацией материалов и экспертного заключения (п. 25 Правил регулирования).
Поскольку 4 апреля 2013 года необходимый пакет документов представлен не был, а производственная программа предприятия не соответствовала требованиям законодательства, департамент истребовал у заявителя дополнительные сведения. После получения документов распоряжением департамента от 26 мая 2014 года № 337/ВК-05 создана экспертная группа и назначен уполномоченный по тарифному делу.
В соответствии с п. 25 Правил регулирования департамент провел экспертизу предложений предприятия об установлении тарифов. Из представленного экспертного заключения от 16 июня 2013 года следует, что расчет тарифов произведен департаментом методом экономически обоснованных расходов.
Согласно пп. "б" п. 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт.
В отношении МУП ВКХ "С" ранее государственное регулирование не осуществлялось. Оспариваемым постановлением предприятию впервые утверждены производственные программы (приложения 1 и 2) и тарифы на питьевую воду и водоотведение для потребителей, обслуживаемых предприятием (приложение 3).
Оспаривая постановление в полном объеме, в том числе в части утверждения производственных программ согласно приложениям № 1 и № 2, заявитель фактически выражает несогласие с размером установленных тарифов, считая их заниженными. Учитывая взаимную связь производственных программ предприятия с размером утверждаемых тарифов, суд при проверке правильности тарифов фактически проверяет правильность утверждения производственных программ.
Доводы заявителя сводятся к несогласию с размером тарифов в связи с отказом департамента включить в тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение расходы на капитальный и аварийно-восстановительный ремонт.
Суд считает доводы заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 40 Основ ценообразования предусмотрено, что в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) либо объектов, входящих в состав таких систем (пп. "а"); расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем (пп. "б").
Основами ценообразования не предусмотрено включение в ремонтные расходы на текущий период аварийно-восстановительных затрат. Такие расходы впервые обратившегося за установлением тарифов предприятия как фактически понесенные до подачи документов или до начала периода регулирования в соответствии с абз. 2 ст. 22 Правил регулирования могут учитываться только при установлении тарифов на последующий период регулирования. Поэтому исключение аварийно-восстановительных расходов из тарифов предприятия на 2014 год действующему законодательству не противоречит.
Из представленных документов видно, что МУП ВКХ "С" создано постановлением главы Сибирцевского городского поселения в форме унитарного предприятия.
Распоряжениями главы поселения от 28 июня 2013 года № 125/1-ра, 12 июля 2013 года № 133/1-ра предприятию передано с 1 июля 2013 года в хозяйственное ведение муниципальное имущество - централизованные водопроводные и канализационные сети Сибирцевского городского поселения, а со 2 декабря 2013 года сети, расположенные на территории бывшего военного городка № 12 Сибирцевского городского поселения.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294 Гражданского кодекса РФ).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ на собственнике лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственником централизованных водопроводных и канализационных сетей является Сибирцевское городское поселение. Следовательно, на муниципальном образовании лежит обязанность по ремонту и содержанию муниципального имущества, если иное не предусмотрено договором.
При обращении в департамент МУП ВКХ "С" соответствующего договора или соглашения с собственником имущества о проведении капитального и аварийно-восстановительного ремонта коммунальных сетей не представило. Устав МУП ВКХ "С", утвержденный постановлением главы Сибирцевского городского поселения от 29 мая 2013 года № 27, такой обязанности предприятия также не предусматривает.
В соответствии с п. 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
В производственных программах МУП ВКХ "С" на 2014 год, утвержденных директором предприятия и согласованных с главой Сибирцевского городского поселения, расходы на капитальный ремонт сетей не предусмотрены. Ремонтная программа предприятия на 2014 год, на которую ссылается заявитель, не согласована с главой муниципального образования как собственником муниципального имущества. В связи с чем расходы на капитальный ремонт исключены правильно.
В материалы тарифного дела и в суд представлен отчет ООО НВП "Э" по результатам обследования систем водоснабжения и водоотведения пгт Сибирцево Приморского края в подтверждение необходимости проведения капитального ремонта коммунальных сетей.
Данный отчет не может быть не принят во внимание, так как экземпляр отчета, представленный в департамент, не подписан и не имеет даты составления, что подтверждается исследованными в судебном заседании материалами тарифного дела.
Представленный в судебное заседание первый экземпляр отчета имеет подписи директора ООО НВП "Э" Р.В.А. и исполнителя Б.С.А. Однако дата составления отчета не указана. Рукописные надписи на листах отчета в виде "2.10" не позволяют сделать вывод о дате его составления, так как не соответствуют общепринятому обозначению календарной даты.
В соответствии с пп. "е", "о" п. 17 Правил регулирования к заявлению об установлении тарифов должны прилагаться обосновывающие материалы, в числе которых расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных; копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.
Ремонтной программой предприятия на 2014 год предусмотрены ремонтные работы систем водоснабжения и водоотведения МУП ВКХ "С" на общую сумму 8720158 руб. с транспортными расходами на сумму 10464190 руб.
Однако, как обоснованно указано в экспертном заключении департамента, первичные документы, подтверждающие необходимость ремонта, у предприятия отсутствуют. В тарифное дело не представлены договоры подряда на выполнение вышеуказанных работ, локально-сметные расчеты, сметная документация на планируемые в расчетном периоде регулирования ремонтные работы, расшифровки планируемых к закупке материалов с указанием их номенклатуры и выделением номенклатуры планируемых к закупке материалов для целей их использования при выполнении капитального и аварийно-восстановительного ремонтов, с указанием количества материалов, планируемых цен на материалы, использованных в расчете, копии договоров на поставку материалов в текущем периоде регулирования с приложением к ним копий счетов-фактур поставщиков, копий платежных документов по этим договорам, копии актов приема-передачи приобретенных материалов.
В судебном заседании представитель предприятия подтвердил, что таких документов не имеется, соответствующие договоры предприятие не заключало в связи с нехваткой денежных средств и нецелесообразностью предварительных соглашений.
Суд отказал заявителю в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания для представления предприятием сметной документации. В соответствии с Правилами регулирования такие документы должны представляться при обращении в орган тарифного регулирования, что заявителем сделано не было.
Из положений п. п. 17, 30 Правил регулирования следует, что на регулируемой организации лежит обязанность при обращении с заявлением об установлении тарифов представить обосновывающие их материалы.
Таким образом, заявителем в установленном законом порядке экономически обоснованные расходы на ремонт не доказаны, поэтому оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
На основании п. 30 Правил регулирования орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
При таких обстоятельствах заявление удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия Водоканализационного Коммунального хозяйства "С" о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 25 июня 2014 года № 24/5 "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия Водоканализационного Коммунального хозяйства "С", находящихся на территории Сибирцевского городского поселения Черниговского муниципального района" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приморский краевой суд.


------------------------------------------------------------------