Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2014 N А51-19698/2014 <О признании недействующим подпункта "г" пункта 1 части 1 решения Думы Пожарского муниципального района Приморского края от 28.08.2012 N 135-НПА "О внесении изменений в решение Думы Пожарского муниципального района от 28.02.2011 N 47-НПА "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. № А51-19698/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 28 октября 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Д" (ИНН <...>, ОГРН <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.07.2007)
к Думе Пожарского муниципального района Приморского края (ИНН <...>, ОГРН <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2005), администрации Пожарского муниципального района Приморского края (ИНН <...>, ОГРН <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.09.2002)
об оспаривании нормативного правового акта

установил:

Закрытое акционерное общество "Д" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим подпункта "г" пункта 1 части 1 решения Думы Пожарского муниципального района Приморского края от 28 августа 2012 года № 135-НПА "О внесении изменений в решение Думы Пожарского муниципального района от 28.02.2011 № 47-НПА "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района" несоответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и подпункту "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Дума Пожарского муниципального района Приморского края, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направила, что не препятствует рассмотрению дела на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества заявил об отказе от заявленных требований к администрации Пожарского муниципального района Приморского края, указав, что органом, принявшим оспариваемый нормативный, является Дума Пожарского муниципального района.
Суд в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил заявленное ходатайство удовлетворить, в указанной части производство прекратить.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 25:15:0107001:126, 25:15:0107001:127, 25:15:0107001:17, 25:15:0107001:12, 25:15:0103001:27, 25:15:0103001:30, 25:15:0103001:37, 25:15:0103001:39, 25:15:0103001:36, 25:15:0103001:25, 25:15:0103001:26, 25:15:0103001:24, 25:15:0105001:237, 25:15:0105001:241, 25:15:0105001:233, 25:15:0105001:236, 25:15:0105001:240, 25:15:0101001:16, 25:15:0101001:17, 25:15:0101001:21, 25:15:0101001:325, 25:15:0101001:18, 25:15:0101001:22, 25:15:0101001:13, которые были ему предоставлены из земель сельскохозяйственного назначения для цели использования: ведение сельскохозяйственного производства.

В приложениях № 1 к договорам аренды указанных земельных участков, заключенных 15.12.2008 с администрацией, сторонами согласована методика определения размера арендной платы с размером ставки арендной платы в год под сельскохозяйственное использование для сельскохозяйственного производства - 0,003, утвержденной решением Думы Пожарского муниципального района Приморского края от 28 февраля 2011 года № 47-1111А "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района" (далее - решение Думы № 47-1111А).
Заявитель пояснил, что положения договоров аренды от 15.12.2008, с учетом соглашений к ним от 11.01.2010, предусматривают возможность изменения в одностороннем порядке методики расчета арендной платы, утвержденной в качестве ею условия. Соответственно, принятие Думой Пожарского муниципального района решения от 28.08.2012 № 135-НПА "О внесении изменений в решение Думы Пожарского муниципального района от 28.02.2011 № 47-НПА "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района" повлекло за собой автоматический пересмотр способа расчета размера платежей за пользование земельным участком и размер арендной платы.
Полагает, что определенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления арендная плата должна рассчитываться с учетом ставки, которая не может превышать размера, установленного в Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ № 582), а именно: ставки 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования.
В этой связи, общество, настаивая на заявленных требованиях, считает, что принятие Думой оспариваемого решения привело к установлению ставки расчета арендной платы за предоставленные обществу земельных участков, превышающей максимально допустимую, что, по мнению заявителя, не соответствует Постановлению РФ № 582 и пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В обоснование нарушения своих прав и законных интересов оспариваемым решением, заявитель указал, что нормативный акт в рассматриваемом случае препятствует обществу в осуществлении экономической деятельности, возлагая на него обязанность по уплате арендной платы в большем размере, по сравнению с установленным в договорах аренды спорных земельных участков, рассчитанной с учетом увеличенной ставки арендной платы без какого либо экономического обоснования.

В силу указанного обстоятельства, и учитывая, что пунктом 14.2 приложения № 2 "Значения базовой ставки арендной платы Сб, применяемой для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района" для сельскохозяйственного производства (выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур) к решению Думы от 21 августа 2014 года № 256-НПА "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района" (далее - 2 решение Думы 56-НПА) утверждена ставка арендной платы 0,012, общество настаивает на том, что фактическая отмена оспариваемого решения Думы не изменяет факта увеличения ставки для расчета арендной платы и не может являться основанием для прекращения производства по делу.
Дума Пожарского муниципального района Приморского края не признала заявленные требования, ссылаясь на то, что оспариваемый муниципальный правовой акт фактически был отменен решением Думы 256-НПА, что, по мнению ответчика, является основанием для прекращения производства по делу.
Также считает несостоятельной ссылку заявителя на Постановление Правительства РФ № 582 в связи с тем, что предоставленные обществу в аренду земельные участки находятся не в собственности Российской Федерации, а в собственности муниципального образования.
По мнению Думы, ставка, определенная названным Постановлением, не является обязательной для органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления при определении размера ставки арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования.
Администрация Пожарского муниципального района Приморского края по существу поддержала позицию Думы Пожарского муниципального района.
Из материалов дела суд установил, что Управлением муниципальным имуществом администрации Пожарского муниципального района предоставлены ЗАО "П" в аренду в срок до 01.12.2057 земельные участки из земель Пожарского муниципального района со следующими кадастровыми номерами:
- 25:15:0107001:126 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 163 (право аренды зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее - Управлением ФРС ПК) 18.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/001/2009-172;
- 25:15:0107001:127 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 164 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 18.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/001/2009-173);
- 25:15:0107001:17 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 165 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 18.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/001/2009-174;
- 25:15:0107001:12 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 167 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 18.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/001/2009-176);
- 25:15:0103001:27 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 168 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 18.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/001/2009-177);
- 25:15:0103001:30 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 169 (право аренды зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением ФРС ПК 18.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/001/2009-178);
- 25:15:0103001:37 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 170 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 18.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/001/2009-179);
- 25:15:0103001:39 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 171 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-052);
- 25:15:0103001:36 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 172 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-053);
- 25:15:0103001:25 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 173 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-054);
- 25:15:0103001:26 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 174 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-055);
- 25:15:0103001:24 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 175 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-056);
- 25:15:0105001:237 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 176 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-048);
- 25:15:0105001:241 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 177 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-049);
- 25:15:0105001:233 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 179 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-051);
- 25:15:0105001:236 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 180 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-038);
- 25:15:0105001:240 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 181 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-039);
- 25:15:0101001:16 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 182 (право аренды зарегистрировано 19.02.2009 Управлением ФРС ПК с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-040);
- 25:15:0101001:17 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 183 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-041);
- 25:15:0101001:21 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 184 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-042);
- 25:15:0101001:325 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 186 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 с присвоением регистрационного номера записи № 25-25-17/003/2009-044);
- 25:15:0101001:18 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 187 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 ФРС ПК с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-045);
- 25:15:0101001:22 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 188 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 ФРС ПК с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-046);
- 25:15:0101001:13 на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2008 № 189 (право аренды зарегистрировано Управлением ФРС ПК 19.02.2009 ФРС ПК с присвоением регистрационного номера записи 25-25-17/003/2009-047).
Указанные земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается имеющимися в деле кадастровыми паспортами.
В соответствии с пунктами 1.1 названных договоров аренды от 15.12.2008 указанные земельные участки предоставлены арендатору для ведения сельскохозяйственного производства.
17.07.2012 ЗАО "П" заключило с ЗАО "Д" соглашение о передаче прав и обязанностей по названным договорам аренды земельных участков.
Переданное ЗАО "Д" право аренды названных земельных участков было зарегистрировано Управлением ФРС ПК 09.08.2012 (запись регистрации права N№ 25-25-17/011/2012-092, 25-25-17/011/2012-091), 10.08.2012 (записи регистрации права N№ 25-25-17/011/2012-093, 25-25-17/011/2012-100, 25-25-17/011/2012-108, 25-25-17/011/2012-109, 25-25-17/011/2012-110, 25-25-17/011/2012-111, 25-25-17/011/2012-112, 25-25-17/011/2012-114, 25-25-17/011/2012-115), 14.08.2012 (записи регистрации права N№ 25-25-17/011/2012-094, 25-25-17/011/2012-095, 25-25-17/011/2012-096, 25-25-17/011/2012-097, 25-25-17/011/2012-098), 15.08.2012 (записи регистрации права N№ 25-25-17/011/2012-101, 25-25-17/011/2012-105, 25-25-17/011/2012-106, 25-25-17/011/2012-103, 25-25-17/011/2012-107).
Согласно пунктам 4.1 названных договоров аренды земельных участков от 15.12.2008 Арендатор уплачивает Арендодателю в течение срока действия договоров аренду за предоставление земельных участков из расчета арендной ставки 0,003 за 1 кв. метр в год.
Согласно сведениям, предоставленным заявителем и не опровергнутым ответчиками, в приложениях № 1 к названным договорам аренды земельных участков от 15.12.2008 сторонами согласована методика определения размера арендной платы, которая определяется как:

S x С = Л,

где:
значение S - площадь участка;
С - ставка арендной платы;
Л - размер арендной платы.
При этом ставка арендной платы определена сторонами в соответствии с пунктами 4.1 договоров аренды земельных участков от 15.12.2008.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ЗАО "Д" является выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки.
Также из пояснений заявителя, не оспоренных ответчиками, следует, что названные земельные участки используются им в целях определенных пунктами 1.1 договоров аренды земельных участков, заключенных 15.12.2008 для сенокошения и под пастбища.
В соответствии с пунктами 4.4 договоров аренды земельных участков от 15.12.2008 размер арендной платы пересматривается в одностороннем порядке при изменении арендной ставки за предоставленный земельный участок. Новый размер арендной платы устанавливается с даты введения порядка определения размера арендной платы, установленного нормативным правовым актом администрации Приморского края и в письменном уведомлении Арендодателя о внесении соответствующих изменений.
28 февраля 2011 года Думой Пожарского муниципального района Приморского края принято решение № 47-НПА "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района" (далее - Решение Думы № 47-НПА) (опубликовано в выпуске газеты "Победа" № 9 от 11.03.2011).
28 августа 2012 года Думой Пожарского муниципального района Приморского края принято решение № 135-НПА "О внесении изменений в решение Думы Пожарского муниципального района от 28 февраля 2011 года № 47-НПА "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района" (далее - Решение Думы № 135-НПА) (опубликовано в выпуске газеты "Победа" № 35 от 07.09.2012).
Частью 1 Решения Думы № 47-НПА принята формула определения размера арендной платы за использование земельных участков:

А = К x С,

где:
А - размер арендной платы, рублей в год;
К - кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка;
С - ставка арендной платы за использование земельного участка, принятая для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования под сенокошение и пастбища, пунктом 15 части 2 Решения Думы № 47-НПА ставка арендной платы в год определена в размере 0,0023.
Решением Думы № 135-НПА в указанную норму внесены изменения.
Так, согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 Решения Думы № 135-НПА подпункт "под сенокошение 0,0023" изложен в редакции "под сенокошение и выпаса скота 0,005", а в соответствии с подпунктом "г" названного пункта пункт 15 части 2 Решения Думы № 47-НПА дополнен подпунктом следующего содержания: "для сельскохозяйственного производства 0,01".
Посчитав, что изменения, внесенные в пункт 15 части 2 Решения Думы № 47-НПА подпунктом "г" пункта 1 части 1 Решения Думы № 135-НПА не соответствуют Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ, подпункту "в" пункта 3 Постановления Правительства РФ № 582 и фактически привели к увеличению арендной ставки арендуемых ЗАО "Д" земельных участков, чем нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель оспорил Решение Думы № 135-НПА в указанной части в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности заявленных обществом требований в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Часть 4 статьи 22 ЗК РФ указывает на то, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно абзацу 5 пункта 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с положениями статей 22 и 65 ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Указанным Постановлением к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Подпункты 8, 10 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ предусматривают, что Земельный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципах деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Фактические обстоятельства использования обществом предоставленных ему в аренду земельных участков в соответствии с правовым режимом для участков из земель сельскохозяйственного назначения ответчиками не оспаривается.
Настаивая на заявленных требованиях, заявитель указал на то обстоятельство, что фактическое изменение нормативно установленной ставки арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного производства в рассматриваемом случае привели к возникновению обязательства пересмотра ставки арендной платы, определенной договорами аренды земельных участков от 15.12.2008. При этом, установленная ставка арендной платы пунктом 15 части 2 Решения Думы № 47-НПА, в силу внесенных в данную норму изменений подпунктом "г" пункта 1 части 1 решения Думы № 135-НПА, фактически превышает максимальную ставку, установленную для земель названной категории Постановлением Правительства РФ № 582.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом, указанный принцип исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 582 (далее - Правила определения размера арендной платы) для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 указано на необходимость проверки нормативных актов публичных образований, устанавливающих ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, с точки зрения их соответствия закрепленным в Правилах принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
На классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования основана кадастровая оценка земель, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости является основным принципом определения арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 582.
В подпункте "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы содержится специальная норма о порядке определения арендной платы в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта. Такая арендная плата исчисляется с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановление от 16.07.2009 № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Изложенное соответствует правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 10782/13.
В этой связи, суд признает несостоятельным довод Думы об отсутствии необходимости применения установленного Постановлением РФ № 582 порядка и правил определения арендной платы для рассматриваемой категории земель в силу их отнесения к собственности муниципального образования.
Постановление Правительства РФ № 582 предусматривает возможность изменения арендной платы в период действия договора аренды и установления периодичности такого изменения (пункт 8).
Стоимость аренды участков из земель муниципальной собственности относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В этой связи стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы (статья 424 Гражданского кодекса РФ).
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом, принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
При изложенных обстоятельствах, суд признает обоснованными доводы заявителя о влиянии изменения оспариваемым нормативным актом ставки арендной платы на определение размера ставки арендной платы в соответствии с договорами аренды земельных участков от 15.12.2008, а, следовательно, и на размер рассчитанной по названным договорам арендной платы за спорные земельные участки.
У муниципального образования имеется полномочие на установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с условием соответствия принимаемых в связи с этим актов органов местного самоуправления установленным Постановлением РФ № 582 основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Надлежащих доказательств экономической обоснованности оспариваемого решения Думы, в части установления ставки арендной платы в размере 0,01 для рассматриваемой категории земель, ответчиками не представлено.
Обстоятельства дела и приведенные в заявлении общества расчеты, не опровергнутые ответчиками, также свидетельствуют о том, что утвержденный оспариваемым решением Думы размер арендной ставки для земель сельскохозяйственного производства (0,01) значительно превышает размер, установленный подпунктом "в" пункта 3 Постановления РФ № 582 (0,6%).
Данное обстоятельство свидетельствует о несоответствии подпункта "г" пункта 1 части 1 решения Думы № 135-НПА статье 65 ЗК РФ, абзацу 5 пункта 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, подпункту "б" пункта 3 Правил определения размера арендной платы.
Касательно оценки возможности применения к спорным правоотношениям положений пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, суд отмечает следующее.
Действительно, абзацем 3 указанной нормы определен предельный годовой размер арендной платы, который не должен превышать трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Однако исходя из буквального содержания положений пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ (в действующей на дату принятия и вступления в силу спорного решения Думы редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 239-ФЗ), содержащиеся в норме положения к заключенному обществом договору аренды вообще не применимы, так как исчисление размера арендной платы по правилам пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ с применением предусмотренной в нем ставки (3% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка) возможно в отношении земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) вне зависимости от целевого назначения земель, на которых такие объекты находятся и от основного вида деятельности правообладателя указанных земельных участков.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09, на которое ссылается заявитель, выражена правовая позиция относительно особого характера перечисленных в указанной норме объектов: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), согласно которой рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на арендуемых ЗАО "Д" земельных участках таких объектов, положения пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ к спорным правоотношениям не применимы.
Таким образом, в силу приоритета специального законодательного регулирования и сложившихся правоотношений на основании договоров аренды земельных участков от 15.12.2008 в данном случае применению подлежит подпункт "б" пункта 3 Правил определения размера арендной платы.
В силу императивного регулирования ставки, принимаемой при определении арендной платы за земли категории, оцениваемой в рамках рассматриваемого дела, суд учитывает обстоятельства, влияющие на образование размера арендной платы за земельные участки, предоставленные заявителю в соответствии с договорами аренды земельных участков от 15.12.2008 и соглашений от 17.07.2012 о передаче прав и обязанностей по названным договорам аренды.
В этой связи, суд приходит к выводу о нарушении оспариваемым решением Думы прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку вне зависимости от отсутствия доказательств пересчета Администрацией в одностороннем порядке размера арендной платы за спорные земельные участки, изменение оспариваемым нормативным актом ставки арендной платы для договоров аренды земельных участков в рассматриваемом случае возлагало на стороны договоров аренды земельных участков от 15.12.2008 обязанность по пересмотру существенных условий сделок в части определения размеров арендной платы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3.4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О, положения пункта 1 части первой статьи 150 АПК РФ во взаимосвязи с его статьей 192 и частью пятой статьи 195 - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Как указано в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2005 № 3926/05 и от 03.03.2009 № 14906/08, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также, если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как установлено судом, 21.08.2014 Дума Пожарского муниципального района Приморского края приняла нормативно-правовой акт № 256-НПА "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района", которым Решение Думы Пожарского муниципального района от 28 февраля 2011 года № 47-НПА "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района" признано утратившим силу.
В то же время, прекращение по делу об оспаривании нормативного правового акта лишь по мотиву его отмены органом муниципальной власти до принятия арбитражным судом решения фактически приведет к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечает публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу.
Указанное подтверждается правовой позицией, выраженной также в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 № 12939/09, от 13.09.2011 № 6254/11.
С рассматриваемым заявлением ЗАО "Д" обратилось в арбитражный суд 09.07.2014.
Принимая во внимание, что на дату подачи в суд рассматриваемого заявления Решение Думы № 47-НПА, с учетом внесенных изменений Решением ответчика № 135-НПА, действовало, а в рамках рассматриваемого спора суд установил не только несоответствие закону оспариваемого нормативного акта Думы, но и фактические обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности на момент его обращения в суд, правовые основания для прекращения производства по делу по основаниям, на которые ссылается ответчик, отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению, а расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК взыскиваются с Думы Пожарского муниципального района Приморского края.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать подпункт "г" пункта 1 части 1 решения Думы Пожарского муниципального района Приморского края от 28 августа 2012 года № 135-НПА "О внесении изменений в решение Думы Пожарского муниципального района от 28.02.2011 № 47-НПА "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района" несоответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и подпункту "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и недействующим в обжалуемой части.
В части отказа от требований к администрации Пожарского муниципального района Приморского края, производство по делу прекратить.
Взыскать с Думы Пожарского муниципального района Приморского края в пользу закрытого акционерного общества "Д" 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины по заявлению.
Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.


------------------------------------------------------------------