Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2014 N А51-8568/2014 <О признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2013 N 82/51 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "Э", расположенного на территории Приморского края, на 2014 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. № А51-8568/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Э" (ОГРН <...>, ИНН <...>, дата регистрации 18.05.2006)
к Департаменту по тарифам Приморского края (ОГРН <...>, ИНН <...>, дата регистрации 29.11.2002)
о признании недействующим постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Э" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края о признании незаконным решения постановления Департамента по тарифам Приморского края (далее - Департамент) № 82/51 от 25 декабря 2013 года "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "Э", расположенного на территории Приморского края, на 2014 год" в части утверждения размера НВВ и установления тарифов на электрическую энергию, поставляемую покупателям обществом с ограниченной ответственностью "Э" и обязании Департамента при установлении сбытовых надбавок на электрическую энергию, поставляемую покупателям ООО "Э" на 2014 год учесть затраты общества.
Определением суда от 08.04.2014 заявление Общества принято к производству и определением суда от 14.05.2014 назначено к слушанию в порядке главы 24 АПК РФ.
Определением суда от 01.07.2014 судебное разбирательство назначено с самого начала в коллегиальном составе суда, в связи с тем, что судом установлено, что оспариваемое постановление обладает признаками нормативного правового акта.
В судебном заседании 07.07.2014 в коллегиальном составе суда заявитель уточнил заявленное требование в порядке главы 23 АПК РФ, просил признать недействующим полностью постановление Департамента по тарифам Приморского края № 82/51 от 25 декабря 2013 года "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "Э", расположенного на территории Приморского края, на 2014 год".
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 49 АПК РФ, приняла уточнение заявленного требования в порядке главы 23 АПК РФ.
В судебном заседании 07.07.2014 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 11.07.2014 до 13-00.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
В обоснование заявленного требования Общество указало на нарушение Департаментом порядка принятия оспариваемого постановления, предусмотренного Приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э, поскольку Департамент не ознакомил Общество с материалами дела об установлении тарифов, включая проект решения об установлении тарифов, что лишило Общество возможности привести свои возражения на установленные тарифы.
Общество также указало на то, что в нарушение пункта 26 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, не учтена фактическая численность персонала, которая составляет 29 человек, в то время как фонд оплаты труда рассчитан Департаментом исходя из численности работников за 9 месяцев 2013 года - 23 человека.
Общество указало на необоснованно заниженный размер отчислений в Фонд социального страхования, поскольку при расчете суммы затрат по статье "Отчисления на страховые взносы" не учтен процент выплат в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний в размере 0,2% (в соответствии с уведомлением о размере страховых взносов).
По мнению общества, неправильно отражены расчеты на сырье и материалы (вместо фактических расходов - 240 тыс. руб., приняты к расчету - 220 тыс. руб.)
Необоснованно исключена вся сумма прибыли на выплату дивидендов, снижен размер выплат на социальные нужды организации. При этом сумма социальных выплат не подкреплена соответствующими расчетами.
Таким образом, как указывает заявитель, в итоге на 2014 год расходы из прибыли составили 428738 рублей против утвержденных в размере 1304000 рублей на 2013 год.
Ответчик возражает против заявленного требования. В обоснование указывает не то, что порядок принятия оспариваемого постановления соблюден, поскольку заявителю 09.12.2013 и 23.12.2013 направлялась на ознакомление смета НВВ на 2014 год, Общество принимало участие в заседаниях Правления 11.12.2013 и 25.12.2013.
Таким образом, Департамент отклонил доводы заявителя о нарушении процедуры утверждения тарифов, поскольку Общество участвовало в рассмотрении тарифного дела на заседании Правления, заявляло возражения, представляло дополнительные документы в обоснование предложенных расходов.
В обоснование возражений по определению фонда оплаты труда, Департамент указал на то, что в связи с расхождением фактических данных по численности организации за 2011, 2012, 2013 годы и невозможностью определения фактической численности за 2012 год, экспертная комиссия включила в расчет 23 человека на уровне, утвержденном в предыдущие периоды регулирования 2011 и 2012 годы.
По статье "фонд социального страхования" Департамент указал на то, что отчисления на страховые взносы в размере 0,2% не включены Департаментом в статью расходов, поскольку Общество в нарушение статьи 252 Налогового кодекса РФ уведомление о размере страховых выплат по классу профессионального риска не представило.
Как указал Департамент, по статье "Расходы на сырье и материалы" Департаментом приняты средства в размере 220 тыс. рублей на уровне прошлого периода регулирования.
Департаментом выплата дивидендов не включена, поскольку организацией не представлено подтверждающих документов (решения о выпуске ценных бумаг, размещении ценных бумаг, фактические выплаты по ценным бумагам за 3 предыдущих периода).
Поскольку Обществом не представлены обосновывающие документы по размеру выплат на социальные нужды, то Департаментом включена сумма необходимой балансовой прибыли в размере 428,738 рублей, в том числе 85,747 тыс. рублей - налог на прибыль, 342,99 тыс. рублей - на поощрение и материальную помощь, исходя из расчета тарифного фонда оплаты труда на 2014 год и среднемесячного должностного оклада по штатному расписанию.
Кроме того, Департамент указал на то, что оспариваемое постановление не обладает признаками нормативного правового акта, в связи с чем не подлежало опубликованию.
Из материалов дела судом установлено следующее.
На основании постановления Региональной энергетической комиссии Приморского края от 21.03.2007 № 35/9 ООО "Э" присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии согласно установленным зонам деятельности.
ООО "Э" обратилось в Департамент с заявлением об установлении сбытовой надбавки на 2014 год, представив расчетные материалы для рассмотрения и утверждения сбытовой надбавки.
Департаментом распоряжением от 27.06.2014 № 193 было открыто дело 193/3-04 об установлении покупного тарифа и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на 2014 год.
02.12.2013 письмом № 27/6503 Общество извещено Департаментом о дате (11.12.2013) заседания Правления по вопросу установления тарифов на электроэнергию ООО "Э" на 2014 год.
09.12.2013 Департамент письмом № 27/6760 направил в адрес Общества на ознакомление смету экономически обоснованной необходимой валовой выручки для расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ООО "Э" на 2014 год.
Письмами № 3038, № 3039 от 11.12.2013 Общество известило Департамент о том, что представленная для ознакомления смета экономически обоснованной необходимой валовой выручки для расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ООО "Э" на 2014 год, является необоснованной и незаконной.
11.12.2013 проведено заседание Правления Департамента по вопросу установления валовой выручки ООО "Э" на 2014 год, рассмотрение которого было отложено в связи с представлением Обществом дополнительных документов.
12.12.2013 Общество письмом № 3091 направило в Департамент дополнительные документы, указав на то, что в первоначально представленных материалах неверно установлен расчет численности сотрудников Общества, в связи с чем представлен корректирующий отчет Формы № ПМ за 9 месяцев 2013 года.
Письмом от 17.12.2013 № 27/7010 Общество было уведомлено о следующем заседании Правления Департамента по вопросу установления валовой выручки ООО "Э" на 2014 год, назначенном на 25.12.2013.
Письмом от 23.12.2013 № 27/7146 Департамент направил Обществу смету экономически обоснованной необходимой валовой выручки для расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на 2014 год.
25.12.2013 состоялось заседание Правления Департамента, оформленное протоколом № 85, где коллегиальным органом Департамента - Правлением было принято постановление Департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2013 № 82/51 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "Э", расположенного на территории Приморского края, на 2014 год" с календарной разбивкой (1-ое полугодие; 2-ое полугодие) для всех тарифных потребителей (тарифная группа потребителей "население", тарифная группа потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии"; тарифная группа "прочие" потребители). Срок действия сбытовой надбавки установлен с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Письмом от 16.01.2014 № 27/96 по запросу Общества от 10.01.2014 № 45, Департамент направил в адрес Общества экспертное заключение по тарифному делу № 193/3-04 с приложениями № 1, № 2, № 3, № 4.
Не согласившись с принятым постановлением, полагая его не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенного следует, что нормативный правовой акт может быть признан недействующим только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; нарушение этим актом прав и интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением, а также незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта на соответствие требованиям, предъявляемым соответствующим нормативным правовым актом к форме такого акта, порядку его принятия и (или) введения в действие, устанавливает полномочия органа или лица, принявших акт, а также проверяет содержание оспариваемого акта на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5 ст. 194 АПК РФ).
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);
обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;
учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);
учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов;
обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования;
обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены "Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования) и "Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен тарифов в электроэнергетике" (далее - Правила регулирования), в которых определены основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию.
В силу пункта 63 Основ ценообразования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Из материалов дела следует, что заявитель - ООО "Э" является гарантирующим поставщиком электроэнергии в Приморском крае согласно установленным зонам деятельности.
25.12.2013 Департаментом по тарифам Приморского края принято постановление № 82/51 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "Э", расположенного на территории Приморского края, на 2014 год" с календарной разбивкой (1-ое полугодие; 2-ое полугодие) для всех тарифных потребителей (тарифная группа потребителей "население", тарифная группа потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии"; тарифная группа "прочие" потребители). Срок действия сбытовой надбавки установлен с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
В соответствии с пунктом 1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.
В данном случае постановлением № 82/51 утверждены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика ООО "Э", которые включаются в цену на электрическую энергию, поставляемую гарантирующим поставщиком потребителям электрической энергии, в связи с чем сбытовые надбавки утверждены для тарифных групп потребителей: население, и приравненные к нему категории потребителей; сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии"; прочие потребители.
Данный акт принят регулирующим органом в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.10.2012 № 703-э, Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э, который представляет собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче энергии.
Оспариваемый акт регулирующего органа об утверждении сбытовых надбавок является актом долгосрочного регулирования тарифов, рассчитан на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, сбытовая надбавка которых включена в расчет единого тарифа на услуги по передаче электрической энергии, потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, в связи с чем оспариваемый акт обладают признаками нормативного правового акта.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 № 6256/13 по делу № А73-4977/2012.
В связи с чем, довод Департамента о том, что оспариваемое постановление № 82/51 является ненормативным правовым актом, судом отклоняется.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 30 Приказа ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", действующего в период принятия оспариваемого постановления, решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
Как установлено судом оспариваемое постановление № 82/51 не было опубликовано.
Как пояснил в судебном заседании Департамент, полагая, что постановление № 82/51 является ненормативным правовым актом, данное постановление не было опубликовано.
Согласно пункту 25 Приказа ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", действующего в период принятия оспариваемого постановления, не позднее чем за один день до заседания правления регулирующего органа организация, осуществляющая регулируемую деятельность, должна быть ознакомлена с материалами дела об установлении тарифов, включая проект решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Как установлено судом, в нарушение данного порядка, в установленный срок Общество не было ознакомлено с материалами дела об установлении тарифов, включая проект решения об установлении тарифов.
Довод Департамента о том, что письмом от 23.12.2013 № 27/7146 Департамент направил Обществу смету экономически обоснованной необходимой валовой выручки для расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на 2014 год, судом отклоняется, поскольку Общество не было ознакомлено непосредственно с величиной сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, что фактически лишило возможности Общества аргументировано возражать на заседании Правления Департамента 25.12.2013, привести свои аргументы, которые могли повлиять на размер сбытовой надбавки и величину тарифа.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка принятия уполномоченным органом по тарифам оспариваемого постановления № 82/51.
Согласно пункту 6.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 в случае, когда с учетом положений пункта 1 настоящего постановления оспариваемый акт содержит положения нормативного характера, установление арбитражным судом нарушений требований к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и (или) введения в действие не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку такой акт может применяться заинтересованными лицами, в результате чего могут быть нарушены права и законные интересы заявителя, а также иных лиц.
При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной) и (или) не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в арбитражный суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
Руководствуясь данной правовой позицией Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт не опубликован в установленном законом порядке, а также приняты с нарушением порядка его принятия, суд признает оспариваемое постановление Департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2013 № 82/51 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "Э", расположенного на территории Приморского края, на 2014 год" не соответствующим Федеральному закону "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическим указаниям по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.10.2012 № 703-э, Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденному Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э, и не действующим полностью с момента его принятия.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать постановление Департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2013 № 82/51 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "Э", расположенного на территории Приморского края, на 2014 год" не соответствующими Федеральному закону "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическим указаниям по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.10.2012 № 703-э, Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденному Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э, и не действующим полностью.
Взыскать с Департамента по тарифам Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Э" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей (две тысячи рублей).
Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня вступления его в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.


------------------------------------------------------------------