Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.08.2014 N А51-18521/2014 <О признании недействующим подпункта 11 пункта 3 муниципального правового акта муниципального комитета Штыковского сельского поселения от 29.11.2013 N 10-МПА "Об установлении земельного налога на территории Штыковского сельского поселения на 2014 год" в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. № А51-18521/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 5 августа 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению заместителя Дальневосточного транспортного прокурора
к Муниципальному комитету Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края
о признании недействующим подпункта 11 пункта 3 муниципального правового акта от 29.11.2013 № 10-МПА "Об установлении земельного налога на территории Штыковского сельского поселения на 2014 г." в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов,

установил:

Заместитель Дальневосточного транспортного прокурора (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пп. 11 п. 3 муниципального правового акта от 29.11.2013 № 10-МПА "Об установлении земельного налога на территории Штыковского сельского поселения на 2014 год" (далее - МПА № 10-МПА от 29.11.2013), изданного муниципальным комитетом Штыковского сельского поселения (далее - муниципальный комитет), в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов.
Представитель Дальневосточной транспортной прокуроры в заседании заявленные требования поддержал, считает, что МПА № 10-МПА от 29.11.2013 не соответствующим пункту 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ, части 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов. По мнению Заявителя, МПА принят комитетом с превышением компетенции, поскольку земельный участок для размещения железнодорожного вокзала имеет статус федеральной собственности, подлежит передаче только в аренду или безвозмездное пользование, не облагаются местным земельным налогом, в связи с чем органы местного самоуправления не уполномочены устанавливать налоговые ставки на данную категорию земель.
В обоснование нарушения своих прав и законных интересов, заявитель указал, что установленные ставки налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов затрагивают непосредственно права и законные интересы в сфере экономической деятельности Российской Федерации.
Представитель муниципального комитета не возражает против удовлетворения заявленных требований, согласился, что оспариваемый МПА, устанавливающий налоговую ставку на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов, противоречит требованиям федерального законодательства. Ответчик указал, что не имел возможности самостоятельно отменить противоречащий закону акт ввиду длительности указанной процедуры.
Суд, с учетом отсутствия возражений от представителей сторон относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство с рассмотрением дела по существу, признает дело подготовленным к судебному разбирательству и в порядке пункта 5 статьи 136 и пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции с рассмотрением дела по существу.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Подпунктом 11 пункта 3 муниципального правового акта от 29.11.2013 № 10-МПА "Об установлении земельного налога на территории Штыковского сельского поселения на 2014 год", изданного муниципальным комитетом Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края, установлена налоговая ставка 1,5% на земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.
Указанный МПА опубликован 19.12.2013 в газете "Взморье" спецвыпуск № 50 (1857), являющейся официальным источником опубликования нормативно-правовых актов органов местного самоуправления (п. 2 ст. 50 Устава Штыковского сельского поселения).
Посчитав, что подпункт 11 пункта 3 МПА № 10-МПА от 29.11.2013, устанавливающий ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов, противоречит требованиям федерального законодательства, заместитель Дальневосточного транспортного прокурора обратился с настоящими требованиями в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Оспариваемый МПА № 10-МПА от 29.11.2013 является нормативным правовым актом, изданным органом местного самоуправления.
Пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относит, в частности, установление, изменение и отмену местных налогов и сборов поселения.
Согласно пункту 1 статьи 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к числу местных налогов, который устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании настоящего Кодекса и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований; обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 4 статьи 12, пункт 1 статьи 387 НК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 17 и пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в частности, федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог (пункт 2 статьи 90 ЗК РФ).
Согласно абзацам 3, 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Постановлением Правительства от 29.04.2006 № 264 определено, что пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закон об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "Российские железные дороги".
В соответствии с приказом Минэкономразвития и торговли России от 04.12.2006 № 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 16.01.2007 № 8750), утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "Российские железные дороги" по субъектам Российской Федерации.
Как следует из представленного в материалы свидетельства о государственной регистрации права от 25.07.2003 25-АА № 327308, земельный участок площадью 2648100 кв. м под объекты железнодорожного транспорта, расположенный в Шкотовском районе от станции Смоляниново до границы раздела с муниципальным образованием г. Партизанск (47 - 85,1 км), является собственностью Российской Федерации, о чем в ЕГРП сделана запись № 25-1/8-12/2003-268.
В границах указанного земельного участка расположены станции Романовка и Новонежинск. На основании договора № 14/14 от 01.12.2003 земельный участок передан в аренду ОАО "РЖД" под объекты железнодорожного транспорта до 01.12.2052.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, которые не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Стороны не оспаривают тот факт, что земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, являются федеральной собственностью, подлежат передаче только в аренду или в безвозмездное пользование, соответственно, не облагаются местным земельным налогом, поэтому органы местного самоуправления не полномочны устанавливать налоговые ставки на данную категорию земель.
Учитывая изложенное, оспариваемый МПА в части установления ставок земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, принят муниципальным комитетом с превышением компетенции.
В силу пункта 2 части 2 статьи 195 АПК РФ суд признает оспариваемый нормативный акт не действующим полностью или в части, установив его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемый МПА № 10-МПА от 29.11.2013 в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов, не соответствующим пункту 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ, части 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", и является недействующим в указанной части.
Учитывая изложенное, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

решила:

Признать подпункт 11 пункта 3 муниципального правового акта от 29.11.2013 № 10-МПА "Об установлении земельного налога на территории Штыковского сельского поселения на 2014 год", принятого муниципальным комитетом Штыковского сельского поселения, в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов, не соответствующим пункту 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ, части 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.


------------------------------------------------------------------