Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.08.2014 N 2-5459/14 <О признании недействующими подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утв. постановлением администрации г. Владивостока от 06.06.2011 N 1300 >



ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2014 г. № 2-5459/14

(извлечение)

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора г. Владивостока о признании нормативного акта администрации г. Владивостока противоречащим закону и недействующим в части,

установил:

И.о. прокурора г. Владивостока обратился в суд с заявлением о признании нормативного акта администрации г. Владивостока противоречащим закону и недействующим в части, указав в обоснование, что постановлением администрации города Владивостока от 06.06.2011 № 1300 утвержден Административный регламент предоставления администрацией города услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - Административный регламент).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "В", № 88 (4657), 10.06.2011.
Постановлениями администрации г. Владивостока от 26.07.2012 № 2731, от 05.02.2013 № 266, от 23.05.2013 № 1465 в указанный нормативный правовой акт внесены изменения.
Считает, что подпункты 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 2.6 Административного регламента являются незаконными, просит признать незаконными и недействующими с момента принятия подпункты 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 2.6 Административного регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 06.06.2011 № 1300 (в редакции постановлений администрации г. Владивостока от 26.07.2012 № 2731, от 05.02.2013 № 226, от 23.05.2013 № 1465).
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представители администрации г. Владивостока считали заявленные требования не подлежащими удовлетворению по доводам и основаниям письменного отзыва.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, постановлением администрации города Владивостока от 06.06.2011 № 1300 утвержден Административный регламент предоставления администрации города услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" (далее - Административный регламент).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "В", № 88 (4657), 10.06.2011. Постановлениями администрации г. Владивостока от 26.07.2012 № 2731, от 05.02.2013 № 266, от 23.05.2013 № 1465 в указанный нормативный правовой акт внесены изменения.
Пунктом 2.6 Административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления услуги, в числе которых:
1) заявление о выдаче градостроительного плана, либо заявление о внесении изменений в градостроительный план;
2) копии правоустанавливающих документов на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор аренды, решение исполнительного органа, уполномоченного распоряжаться землями, о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства и тому подобные документы);
3) копии кадастрового паспорта земельного участка, кадастровой выписки о земельном участке, содержащей координаты земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет;
4) копия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, в отношении которого требуется изготовление градостроительного плана (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор мены и иные документы) - при наличии объектов капитального строительства на земельном участке;
5) копия технического паспорта на здание, строение, сооружение или копия кадастрового паспорта объекта недвижимости (при наличии строений на земельном участке), копия литерной схемы, в случае расположения нескольких объектов капитального строительства на одном земельном участке;
6) оригинал топографической съемки земельного участка в масштабе 1:500, выполненной лицензированной организацией с нанесенными градостроительными ограничениями (красными линиями и охранными зонами инженерных сетей);
7) копия технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжением, канализацией, электроснабжением, теплоснабжением или, в случае, если подготовка градостроительного плана земельного участка проводится с намерением осуществить реконструкцию или капитальный ремонт зданий, строений, сооружений без изменения нагрузок на инженерные сети, договоры с предприятиями, обслуживающими инженерные сети города Владивостока;
8) копия доверенности, копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица (если обращение осуществляется через доверенное лицо).
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу положений статей 43 - 46, 48, 50 - 53 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является документом, наличие и соблюдение которого обязательно при осуществлении на земельном участке строительства и реконструкции объекта капитального строительства.
В силу положений части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46 Градостроительного Кодекса РФ).

Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
На основании ч. 7 ст. 48 Кодекса технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней, в том числе такая информация предоставляется по запросам органов местного самоуправления.
Согласно п. 17 ст. 46 Кодекса физические и юридические лица имеют право на получение градостроительного плана земельного участка, а в обязанности органа местного самоуправления входит подготовка, утверждение и выдача заявителю градостроительного плана земельного участка. При этом Кодекс не содержит перечня документов, которые заинтересованное лицо должно предоставить в орган местного самоуправления для выдачи ему градостроительного плана земельного участка, а также оснований для отказа в выдаче градостроительного плана.
Таким образом, истребование у заявителя правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, кадастрового паспорта и технического паспорта на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке, противоречит положениям п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым градостроительный план земельного участка должен выдаваться по заявлению любого лица, а не только собственника земельного участка или объектов недвижимого имущества, расположенных на нем.
Истребование у заявителя топосъемки земельного участка противоречит положениям ч. 5 ст. 45 Кодекса, согласно которой органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Топографическая съемка является составной частью проекта планировки территории и должна находиться в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Истребование топографической съемки земельного участка не предусмотрено градостроительным законодательством и повлечет необоснованные финансовые расходы лиц, заинтересованных в выдаче градостроительного плана земельного участка, на ее изготовление.
Поскольку обязанность органа местного самоуправления по выдаче градостроительного плана земельного участка и право лиц на его получение установлены Федеральным законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации, основания неисполнения органами местного самоуправления этой обязанности должны быть также установлены равнозначным законом и не могут быть установлены органом местного самоуправления самостоятельно посредством закрепления такой возможности в муниципальном правовом акте.
Доводы отзыва отвергаются судом в силу следующего. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 года № 207, утвердивший форму градостроительного плана земельного участка, на который ссылается администрация города Владивостока, не содержит никаких предписаний о представлении заявителем каких-либо документов для получения градостроительного плана земельного участка, заявленные по настоящему делу требования ранее не были предметом судебного разбирательства, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, пояснения представителей администрации города Владивостока о трудоемкости осуществления процесса топосъемки силами муниципального образования не могут являться основанием для возложения на граждан не предусмотренной законом обязанности по представлению документов.
Таким образом, истребование указанных в подпунктах 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 2.6 Административного регламента документов противоречит ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку устанавливает для заявителей требования о предоставлении не предусмотренных законом документов, что является прямым нарушением их прав на получение градостроительного плана земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 252 ГПК РФ,

решил:

Заявление и.о. прокурора г. Владивостока о признании нормативного акта администрации г. Владивостока противоречащим закону и недействующим в части - удовлетворить.
Признать незаконными и недействующими с момента принятия подпункты 2, 3, 4, 5, 6, 7 пункта 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 06.06.2011 № 1300 (в редакции постановлений администрации г. Владивостока от 26.07.2012 № 2731, от 05.02.2013 № 226, от 23.05.2013 № 1465).
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня вынесения.


------------------------------------------------------------------