Определение Приморского краевого суда от 07.08.2014 N 33-6349 <Об оставлении без изменения решения Артемовского городского суда Приморского края от 07.05.2014, которым были признаны недействующими абзацы 1 - 4 пункта 3.9 Порядка создания кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, утв. решением Думы Артемовского городского округа от 28.11.2013 N 226>



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2014 г. № 33-6349

(извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора города Артема о признании нормативного правового акта недействующим по апелляционной жалобе Думы Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от 7 мая 2014 года, которым заявление удовлетворено: абзацы 1 - 4 пункта 3.9 Порядка создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 28 ноября 2013 года № 226 (в редакции решений от 11 февраля 2014 года № 247, 27 февраля 2014 года № 256), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу; на Думу Артемовского городского округа возложена обязанность опубликовать в газете "Выбор" сообщение о решении суда о признании абзацев 1 - 4 пункта 3.9 Порядка создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 28 ноября 2013 года № 226 (в редакции решений от 11 февраля 2014 года № 247, 27 февраля 2014 года № 256), недействующими.
Заслушав доклад судьи С.С.П., выслушав объяснения представителя Думы Артемовского городского округа Т.С.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Н.Ф.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

и.о. прокурора города Артема обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 28 ноября 2013 года Думой Артемовского городского округа принято решение № 226 "О порядке создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа". Пунктом 1 указанного решения утвержден Порядок создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа (далее - Порядок). Пункт 3.9 Порядка противоречит пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" как предусматривающий включение в кадровый резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы без проведения конкурса в случае подачи документов одним кандидатом. Просит суд признать абзац 1 пункта 3.9 Порядка недействующим со дня вступления решения в законную силу и обязать Думу Артемовского городского округа опубликовать сообщение о признании абзаца 1 пункта 3.9 Порядка недействующим.
В ходе производства по делу прокурор уточнил заявленные требования, пояснив, что 27 февраля 2014 Думой Артемовского городского округа принято решение № 256, которым пункт 3.9 Порядка изложен в новой редакции. Данное решение опубликовано и вступило в законную силу 5 марта 2014 года. Абзацы 1 - 4 пункта 3.9 Порядка в редакции от 11.02.2014 также противоречат пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", поскольку предусматривают зачисление в кадровый резерв без проведения конкурса при подаче заявления одним лицом. Просит признать абзацы 1 - 4 пункта 3.9 Порядка (в ред. от 11.02.2014 № 247) недействующими со дня вступления решения суда в законную силу и обязать Думу Артемовского городского округа опубликовать сообщение о признании абзацев 1 - 4 пункта 3.9 Порядка недействующими.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования, пояснив, что порядок формирования кадрового резерва, установленный абзацами 1 - 4 пункта 3.9 Порядка, фактически означает включение лица в кадровый резерв без проведения конкурса, а именно по итогам собеседования, что противоречит действующему законодательству.
Представитель Думы Артемовского городского округа возражал против заявленных требований.
Представитель администрации Артемовского городского округа требования не признал, согласившись с позицией представительного органа.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась Дума Артемовского городского округа, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьями 251, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд правильно исходил из того, что положения пункта 3.9 Порядка предполагают усмотрение должностных лиц при решении вопроса о включении в кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы без проведения конкурса при подаче заявления о включении в кадровый резерв одним лицом.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, составляют предмет регулирования Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В силу статей 2, 4, 5 данного Федерального закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Профессионализм и компетентность муниципальных служащих, единство основных требований к муниципальной службе являются основополагающими принципами муниципальной службы.
При этом принцип равного доступа на муниципальную службу реализуется через проведение конкурсного отбора.
28 ноября 2013 года решением Думы Артемовского городского округа № 226 утвержден Порядок создания (формирования) кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, которым урегулированы вопросы формирования, пересмотра, изменения кадрового резерва, а также определены порядок и основные принципы работы по подготовке, формированию и ведению резерва кадров муниципальных служащих органов местного самоуправления.
Решением Думы Артемовского городского округа от 27 февраля 2014 года № 256 в Порядок внесены изменения, в том числе пункт 3.9 Порядка изложен в новой редакции, в соответствии с которым зачисление в кадровый резерв в случае подачи документов одним кандидатом осуществляется по итогам собеседования. Данное решение опубликовано и вступило в законную силу 5 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка в кадровом резерве могут состоять лица, замещающие должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, а также граждане, изъявившие желание, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к должности муниципальной службы, с соблюдением ограничений, установленных действующим законодательством о муниципальной службе, и успешно прошедшие конкурс на включение в кадровый резерв, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком.
Вопросы организации и проведения конкурса урегулированы в главе 3 Порядка.
Процедура проведения конкурса в соответствии с пунктом 3.4 начинается с размещения на официальном сайте Артемовского городского округа комиссией по созданию (формированию) кадрового резерва извещения о начале процедуры формирования кадрового резерва в органе местного самоуправления Артемовского городского округа и о приеме документов для участия в конкурсе по созданию (формированию) кадрового резерва.
Лица, изъявившие желание участвовать в конкурсе для включения в кадровый резерв в органе местного самоуправления Артемовского городского округа представляют документы, установленные пунктами 3.5 и 3.6 Порядка. Данные документы подлежат рассмотрению членами комиссии в целях изучения уровня и характера профессиональных знаний и навыков, которыми обладает кандидат на должность муниципальной службы, для замещения которой включается в кадровый резерв; результатов профессиональной и служебной деятельности (пункт 3.8).
В соответствии с пунктом 3.10 Порядка комиссия органа местного самоуправления Артемовского городского округа в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока подачи документов для участия в конкурсе принимает решение о дате, месте и времени его проведения, который в свою очередь заключается в устных ответах на вопросы. Ответы оцениваются комиссией по 50-балльной системе (п. 3.11).
Пунктом 3.9. Порядка установлено, что в случае подачи документов одним кандидатом для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы, соответствующих пункту 3.5 настоящего Положения, кандидат зачисляется в кадровый резерв по итогам собеседования в соответствии с перечнем критериев оценки (приложение 3 к настоящему Порядку).
Собеседование проводится в течение 5 рабочих дней после окончания срока подачи документов комиссией, указанной в п. 3.10 настоящего Положения.
По итогам собеседования, в случае если кандидат, претендующий на зачисление в кадровый резерв, набрал более 20 баллов по шкале, указанной в пункте 3.11 настоящего Положения, комиссия принимает решение о зачислении кандидата в кадровый резерв.
В случае, если кандидат, претендующий на зачисление в кадровый резерв, по итогам собеседования набрал 20 и менее баллов по шкале, указанной в пункте 3.11 настоящего Положения, он не включается в кадровый резерв.
В случае подачи документов от двух и более кандидатов для включения в кадровый резерв на включение вакантной должности муниципальной службы проводится конкурс.
При отсутствии в нормативном правовом акте положений, устанавливающих обязательное условие признания конкурсного отбора состоявшимся при участии в нем не менее двух претендентов, оспариваемые прокурором положения пункта 3.9 во взаимосвязи с положениями п. 3.10 не соответствуют требованиям формальной определенности, что недопустимо, поскольку неопределенность содержания соответствующего законодательного регулирования ведет к нарушению закрепленного в статье 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" принципа муниципальной службы о равном доступе граждан к муниципальной службе, позволяя трактовать положения пункта 3.9 Порядка как формирование кадрового резерва без проведения конкурсных процедур.
Учитывая, что нормативные правовые акты должны быть понятными, точными и недвусмысленными и согласованными с системой действующего правового регулирования, а иное означает возможность неоднозначного понимания, истолкования закона и его произвольного применения, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.
Ссылка представителя Думы Артемовского городского округа в апелляционной жалобе на то, что единственный кандидат, подавший документы для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы может быть включен в кадровый резерв только при соответствии его тем же критериям оценки, что и претенденты, прошедшие через конкурсный отбор, не влечет отмену решения суда, поскольку не опровергает выводов о неопределенности оспариваемых положений нормативного правового акта, а также о необходимости формирования кадрового резерва на конкурсной основе.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, применительно к положениям статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Артемовского городского суда Приморского края от 7 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------