Определение Приморского краевого суда от 04.09.2014 N 33-7799 <Об отмене решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 03.06.2014 в части признания недействующими пунктов 5 и 6 постановления администрации г. Владивостока от 14.01.2014 N 71 "О создании контрактной службы муниципального заказчика - администрации города Владивостока", подпункта 2 пункта 1.10, пункта 3.1.1.9, пункта 3.1.2.7, пункта 3.1.3.13 Положения о контрактной службе муниципального заказчика - администрации города Владивостока, утв. постановлением администрации г. Владивостока от 14.01.2014 N 71>



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. № 33-7799

(извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора города Владивостока о признании постановления администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 и Положения о контрактной службе муниципального заказчика - администрации города Владивостока, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 противоречащими закону в части и недействующими с момента принятия по апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 3 июня 2014 года, которым пункты 5, 6 постановления администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71, подпункт 2 пункта 1.10, пункты 3.1.1.9, 3.1.2.7, 3.1.2.13, подпункт 4 пункта 3.1.2.14, подпункт 5 пункта 3.1.2.14 Положения о контрактной службе муниципального заказчика - администрации города Владивостока, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 признаны противоречащими закону и недействующими с момента принятия.
Заслушав доклад судьи С.С.Е., выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока С.Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Н.Ф.А., судебная коллегия

установила:

и.о. прокурора города Владивостока обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что постановлением администрации города Владивостока 14 января 2014 года № 71 утверждено Положение о контрактной службе муниципального заказчика - администрации города Владивостока. Положение опубликовано 17 января 2014 года в газете "Владивосток", № 6 (5179). Полагает, что пункты 5, 6 постановления, подпункт 2 пункта 1.10, пункты 3.1.1.9, 3.1.2.7, 3.1.2.13, подпункт 4 пункта 3.1.2.14, подпункт 5 пункта 3.1.2.14 Положения противоречат Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пунктами 5, 6 постановления от 14 января 2014 года № 71 установлено, что постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпунктов 1 - 3 пункта 1.10 раздела 1, подпункта 1 пункта 2.1 раздела 2 приложения № 1. Пунктом 3.1.1 Положения предусмотрен порядок действий контрактной службы для осуществления своих полномочий при разработке плана закупок, который вступает в силу со дня официального опубликования. Однако в соответствии со статьей 114 Федерального закона статья 17 (планы закупок) вступает в силу с 1 января 2015 года. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг", которое также вступает в силу с 1 января 2015 года. На основании статьи 114 Федерального закона статья 21 данного закона, предусматривающая осуществление закупок в соответствии с планом-графиком, вступает в силу с 1 января 2015 года. Планы-графики разрабатываются на основании Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 года № 1044 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг", которое также вступает в силу с 1 января 2015 года. Несмотря на указанные нормы закона в силу пункта 5 постановления администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 пункт 3.1.2 Положения, который предусматривает полномочия контрактной службы по разработке плана-графика, вводится в действие со дня официального опубликования. Также со дня официального опубликования введен в действие пункт 3.1.2.2 Положения, предусматривающий, что закупки, не предусмотренные планом-графиком, не могут быть осуществлены, в то время как часть 11 статьи 21 Федерального закона устанавливающая, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 указанной статьи, и что закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены, вступает в силу с 1 января 2016 года. Таким образом, пункты 5, 6 постановления администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 противоречат требованиям Федерального закона, поскольку наделяют муниципального заказчика - администрацию города Владивостока правом с момента официального опубликования, а не с 1 января 2015 года и с 1 января 2016 года. Считает, что допущено незаконное изменение срока реализации процедуры. Пункт 3.1.1.9 Положения устанавливает, что руководители органов администрации обязаны утвердить приказом (распоряжением) согласованный план закупок в течение пяти рабочих дней после доведения до органов администрации объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, что противоречит положениям части 7 статьи 17 Федерального закона, согласно которой план закупок утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после доведения до муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 1043. Пунктом 3.1.2.7 Положения закреплено, что руководители органов администрации обязаны утвердить приказом (распоряжением) согласованный план-график в течение пяти рабочих дней после доведения до органов администрации объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Однако в силу части 10 статьи 21 Федерального закона план-график утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 1044. Пункт 3.1.2.13 Положения устанавливает, что утвержденный план-график размещается в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение трех рабочих дней со дня его утверждения. Однако часть 15 статьи 21 Федерального закона, предусматривающая размещение плана-графика в течение трех рабочих дней вступает в силу с 1 января 2015 года. Снижение вышеуказанного срока противоречит нормам закона. Подпунктом 4 пункта 3.1.2.14 Положения предусмотрено, что работник заказчика вносит изменения в план-график и в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений размещает их в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет", что противоречит части 15 статьи 21 Федерального закона. Подпункт 5 пункта 3.1.2.14 Положения устанавливает, что внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться работниками заказчика - сотрудниками управления муниципального заказа, входящими в постоянный состав работников контрактной службы, не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении соответствующей закупки. Согласно части 14 статьи 21 Федерального закона внесение в соответствии с частью 13 этой же статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. В подпункте 2 пункта 1.10 Положения в нарушение закона предусмотрено осуществление администрацией города Владивостока закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, тогда как данный орган призван обеспечить исполнение муниципальных нужд. Просит суд признать пункты 5, 6 постановления администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71, подпункт 2 пункта 1.10, пункты 3.1.1.9, 3.1.2.7, 3.1.2.13, подпункт 4 пункта 3.1.2.14, подпункт 5 пункта 3.1.2.14 Положения о контрактной службе муниципального заказчика - администрации города Владивостока, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71, противоречащими закону и недействующими с момента принятия.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал.
Представитель администрации города Владивостока с требованиями не согласился.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась администрация города Владивостока, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части, которым признаны противоречащими закону пункты 5 и 6 постановления администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 (ред. от 30.06.2014) "О создании контрактной службы муниципального заказчика - администрации города Владивостока", подпункт 2 пункта 1.10, пункт 3.1.1.9, пункт 3.1.2.7, пункт 3.1.3.13 приложения № 1 Положения о контрактной службе муниципального заказчика - администрации города Владивостока к постановлению администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71.
Прокурор вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. В указанных случаях при судебной проверке нормативного акта, подлежит установлению факт противоречия федеральному закону оспариваемого правового акта.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В нарушение положений части 2 статьи 253 ГПК РФ такие обстоятельства судом установлены не были. Решение принято без анализа норм, регулирующих отношения, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 года № 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе", в целях организации осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд администрация города Владивостока и создания контрактной службы муниципального заказчика - администрации города Владивостока, принято постановление администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 (ред. от 30.06.2014) "О создании контрактной службы муниципального заказчика - администрации города Владивостока" (вместе с "Положением о контрактной службе муниципального заказчика - администрации города Владивостока"). Пунктом 5 предусмотрено вступление постановления в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпунктов 1 - 3 пункта 1.10 раздела 1, подпункта 1 пункта 2.1 раздела 2 приложения № 1, которые согласно пункту 6 постановления вступают в силу с 1 января 2015 года.
Оспаривая пункт 5 о вступлении постановления в законную силу со дня опубликования, прокурор исходил из того, что статья 17 (планы закупок) Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступает в силу с 1 января 2015 года.
Суд согласился с толкованием прокурора положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
Между тем, настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, вступил в силу с 1 января 2014 года (за исключением положений), в соответствии с которым с 2014 года предусмотрено создание контрактной службы.
Ошибочное толкование положений части 7 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ привело к неверному выводу о несоответствии федеральному закону пункта 3.1.1.9 и пункта 3.1.2.7 Положения о создании контрактной службы муниципального заказчика.
Согласно части 7 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ план закупок утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до муниципального заказчика объема прав в денежном выражении.
Пунктом 3.1.1.9 и пунктом 3.1.2.7 Положения о создании контрактной службы муниципального заказчика пятидневный срок предусмотрен для руководителей подразделений заказчика для издания приказа после утверждения объема администрацией города Владивостока.
Согласно пункту 3.1.2.13 Положения о создании контрактной службы муниципального заказчика утвержденный план-график размещается работником администрации города Владивостока в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Частью 15 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ предусмотрено размещение в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика. Указанное положение вступило в действие с даты принятия названного федерального закона.
С 1 января 2015 года вступают в силу части 1 - 10 указанной статьи.
Следовательно, вывод о несоответствии оспариваемого пункта Положения о создании контрактной службы муниципального заказчика федеральному закону ввиду отсутствия ссылки на вступления его в силу с 1 января 2015 года, является неверным.
На переходный период отводится месячный срок для размещения плана-графика после принятия бюджета.
Во исполнение Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ принято оспариваемое положение, в переходный период не действуют только отдельные положения. При этом порядок формирования планов закупок и утверждение плана-графика в переходный период не отменено. Иное означало бы исключение осуществления закупок для муниципальных нужд до 1 января 2015 года в связи с прекращением с 1 января 2014 года действия Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Содержание подпункта 2 пункта 1.10 Положения о создании контрактной службы муниципального заказчика, как организация на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения муниципальных нужд, по смыслу соответствует принципам, изложенным в статье 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
В соответствии с настоящим Федеральным законом контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В положениях, принятых во исполнение федерального закона, точное воспроизведение норм этого закона не требуется.
Вместе с тем суд пришел к правильному выводу о противоречии закону положения подпункта 4 пункта 3.1.2.14 Положения о создании контрактной службы муниципального заказчика, не предусматривающие запрет на размещение информации в информационной системе сведений, составляющих государственную тайну.
Указанные ограничения содержатся в части 15 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
Отсутствие в подпункте 5 пункта 3.1.2.14 Положения о создании контрактной службы муниципального заказчика возможности направления приглашения принять участие в определении поставщика закрытым способом, как предусмотрено частью 14 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, противоречит этому закону в той части, в которой не предусматривает исполнение этой обязанности в случае определения поставщика закрытым способом.
Закрытые способы, в силу пункта 2 части 2 статьи 84 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, применяются в случаях закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 Приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 года № 537 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" получение согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) возможно в целях обеспечения муниципальных нужд - в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Из указанных норм, из полномочий органов местного самоуправления, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возможность применения закрытых способов определения поставщика не исключается.
При таких обстоятельствах, довод жалобы о том, что положения параграфа 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, не применимы для муниципального заказчика, является необоснованным.
Вместе с тем, нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Учитывая изложенное, оспариваемое положение нормативного правового акта признается недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:


решение Ленинского районного суда города Владивостока от 3 июня 2014 года в части, которым признаны пункты 5 и 6 постановления администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 (ред. от 30.06.2014) "О создании контрактной службы муниципального заказчика - администрации города Владивостока", подпункт 2 пункта 1.10, пункт 3.1.1.9, пункт 3.1.2.7, пункт 3.1.3.13 приложения № 1 Положения о контрактной службе муниципального заказчика - администрации города Владивостока к постановлению администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 противоречащими закону отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение в части, которым признаны противоречащим закону подпункт 4 пункта 3.1.2.14 и подпункт 5 пункта 3.1.2.14 приложения № 1 Положения о контрактной службе муниципального заказчика - администрации города Владивостока к постановлению администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 оставить без изменения.
Изменить решение, признать подпункт 4 пункта 3.1.2.14 и подпункт 5 пункта 3.1.2.14 приложения № 1 Положения о контрактной службе муниципального заказчика - администрации города Владивостока к постановлению администрации города Владивостока от 14 января 2014 года № 71 противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.


------------------------------------------------------------------