Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.12.2014 N А51-16658/2014 <О признании частично недействующими решений Думы города Владивостока от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа", от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. № А51-16658/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "В" (ИНН <...>, ОГРН <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.04.2005) к Думе города Владивостока (ИНН <...>, ОГРН <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.01.2003) третье лицо: администрация г. Владивостока об оспаривании нормативных правовых актов

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "В" (далее - заявитель, общество, ООО "В") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими решения Думы города Владивостока (далее - ответчик, Дума) от 15.09.2008 № 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа", в части утверждения красных линий автодороги и трубопроводов в границах земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010038:2559 и 25:28:010038:2555, и решения Думы от 07.04.2010 № 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", в части установления территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010038:2559 и 25:28:010038:2555 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). ООО "В" поддержало заявленные требования. Считает, что оспариваемые нормативные акты незаконны, в части установления красной линии автодороги, проходящей по территории спорных земельных участков и пересекающей объект недвижимости - здание автомастерской, принадлежащей обществу на праве собственности, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Пояснил, что строительство автомобильной дороги по земельному участку 25:28:010038:2555, согласно представленным схемам, с изъятием этой части приведет к фактическому разделу земельного участка и невозможности его разрешенного использования для эксплуатации автомастерской, а также к сносу здания автомастерской. Заявитель указал, что установление территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 и установление красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2555 послужило основанием для отказа Департаментом государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 13.12.2013 № 29/02/02-13/26462 в его предоставлении, чем нарушено право общества, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на приобретение права на земельный участок, на котором расположено здание ООО "В". На вопрос судебной коллегии о том, в чем конкретно выразилось нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, в части земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2559, в связи с принятием оспариваемых нормативных актов, заявитель ответить затруднился. Дума требования заявителя не признает, считает оспариваемые решения законными и обоснованными и не нарушающими права и законные интересы общества. Указала, что генеральный план является документом территориального планирования, которое направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее планируемое изменение в будущем. В связи с этим, нанесение линий планируемых к размещению автодорог не может являться основанием для признания акта недействующим. Утверждение в генеральном плане функциональной зоны автомобильного транспорта, в том числе на спорных земельных участках, по мнению Думы, не влечет за собой изменение категории земель (земли населенных пунктов) и вида разрешенного использования (эксплуатация здания автомастерской). В связи с этим, при изменении территориального зонирования и градостроительных регламентов для этих зон заявитель, как собственник здания, вправе продолжать использование данного участка, разрешенное до такого изменения. Указала, что действующее законодательство предусматривает ряд гарантий прав собственников объектов, расположенных на земельных участках, планируемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд. По мнению Думы, порядок опубликования Генерального плана Владивостокского городского округа (далее - ВГО) и Правил землепользования и застройки на территории ВГО не нарушен. Администрация г. Владивостока поддержала позицию Думы, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима используемых земель, находящихся в границах указанных зон. Пояснила, что в действующем законодательстве отсутствует указание на обязанность органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки формировать карты функционального зонирования в строгом соответствии с установленными ранее видами разрешенного использования конкретных земельных участков. Задача органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и публичных интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. При исследовании материалов дела судебная коллегия установила, что ООО "В" является собственником здания - автомастерской общей площадью 38,5 кв. м, расположенного по адресу: <...>, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права <...> и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись <...>. На основании обращений общества от 25.10.2011 № 31399СП, от 10.08.2011 № 46204/У, во исполнение постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу № А51-645/2012, распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 26.09.2012 № 1765 был утверждены схемы расположения земельных участков площадью 470 кв. м и 118 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: <...> для дальнейшей эксплуатации обществом принадлежащего ему здания - автомастерской. Земельные участки площадью 470 кв. м и 118 кв. м поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 25:28:010038:2555 и 25:28:010038:2559 соответственно, что подтверждается кадастровыми паспортами от 10.10.2012 № 25/00-12-121477 и от 23.10.2002 № 25/00-12-128726. Согласно кадастровым паспортам от 10.10.2012 № 25/00-12-121477 и от 23.10.2002 № 25/00-12-128726 вид разрешенного использования земельных участков - для дальнейшей эксплуатации здания - автомастерской (лит. А). Решением Думы от 15.09.2008 № 119 утвержден "Генеральный план Владивостокского городского округа" (опубликован без приложений 19.09.2008 в Вестнике Думы города Владивостока № 9, 16.09.2008 в газетах "Приморская газета" № 68 (238), "Владивосток" № 136 (4110)). В настоящее время Генеральный план Владивостокского городского округа действует в редакции изменений, внесенных решениями Думы от 08.07.2011 № 718 (опубликовано в Вестнике Думы г. Владивостока от 15.07.2011 № 49) и от 31.01.2012 № 792 (опубликовано в Вестнике Думы города Владивостока от 14.02.2012 № 57). 07.04.2010 Думой вынесено решение № 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" (опубликованы без карт градостроительного зонирования 10.04.2010 в газете "Утро России" № 39 (4233), 20.04.2010 "Вестнике Думы города Владивостока" № 32 (2)). Правила землепользования и застройки действуют в редакции изменений, внесенных решениями Думы от 14.10.2011 № 742 (опубликовано 18.10.2011 в "Вестнике Думы города Владивостока" № 51, 20.10.2011 в газете "Утро России" N№ 12 - 122 (4466 - 4467), от 12.10.2012 № 934 (опубликовано 16.10.2012 в "Вестнике Думы города Владивостока" № 65, 19.10.2012 в газете "Владивосток" № 159 (4931), от 19.12.2013 № 217 (опубликовано в "Вестнике Думы города Владивостока" № 32, ч. 2, стр. 3; 2011, № 51, стр. 162; 2012, № 65, стр. 67). Посчитав, что решение Думы от 15.09.2008 № 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", в части утверждения красных линий автодороги в границах земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010038:2555 и 25:28:010038:2559, а также решение Думы от 07.04.2010 № 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", в части установления территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах названных земельных участков не соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушают права и законные интересы ООО "В" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, осуществив проверку оспариваемых положений нормативных актов на соответствие закону, судебная коллегия полагает, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с положениями статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Частью 4 статьи 3 ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу. Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Как следует из материалов дела, возникший спор основан на несогласии заявителя с принадлежностью используемых им земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010038:2555 и 25:28:010038:2559 в двух территориальных зонах: зона П-5 (производственно-коммерческая) и зона Т-3 (автомобильного транспорта) с учетом определения правового режима таких зон Правилами землепользования и застройки на территории ВГО и с утверждением в составе Генерального плана ВГО красных линий, ограничивающих территориальную зону объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах земельных участков заявителя. Факт нахождения земельных участков в соответствующих территориальных зонах и утверждения в Генеральном плане ВГО красных линий автодороги в границах земельных участков подтверждаются представленными сторонами в материалы дела схемами расположения земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010038:2555 и 25:28:010038:2559, ситуационным планом земельных участков, фрагментом карты развития транспортной инфраструктуры, фрагментами карты функционального зонирования на территории г. Владивостока, картой градостроительного зонирования на территории г. Владивостока, генеральным планом ВГО со схемой развития транспортной инфраструктуры, что и не оспаривается сторонами. В соответствии со статьей 18 ГрК РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований. Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. При этом, в силу названной нормы положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, в том числе: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ картах соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. В силу части 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. В соответствии со статьей 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях (часть 1): 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя (часть 2 статьи 30 ГрК РФ): 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). Частью 4 статьи 32 ГрК РФ предусмотрено право физических и юридических лиц оспаривать решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке. Согласно статье 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом (часть 1): 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 5) планируемых изменений границ земель различных категорий; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; 7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения. Границы территориальных зон могут устанавливаться по (часть 2 статьи 34 ГрК РФ): 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35 ГрК РФ). Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам (часть 8 статьи 85 ЗК РФ). Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам. В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ, часть 1 статьи 36 ГрК РФ). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 ЗК РФ, часть 8 статьи 36 ГрК РФ). Реконструкция не соответствующих градостроительному регламенту объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (часть 9 статьи 36 ГрК РФ). Как следует из Генерального плана ВГО и Правил землепользования и застройки ВГО, земельный участок с кадастровым номером 25:28:010038:2555 расположен в двух территориальных зонах Т-3 и П-5. Зона Т-3 относится к территориальной зоне объектов автомобильного транспорта, а зона П-5 - к производственно-коммерческой территориальной зоне. При этом, часть земельного участка расположена в территориальной зоне Т-3 в границах красных линий перспективного расширения дороги. Согласно схеме границ зон в составе Генерального плана весь участок расположен в санитарно-защитной зоне от железной дороги. В силу статьи 37 Правил землепользования и застройки производственно-коммерческая зона определена для размещения промышленных и производственно-коммунальных предприятий V класса вредности с низким уровнем шума и загрязнения окружающей среды и объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием объектов зоны. Как следует из статьи 42 Правил землепользования и застройки, зона объектов автомобильного транспорта определена для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения. Исходя из вышеуказанных положений, а также с учетом положений ЗК РФ о принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне, судебная коллегия приходит к выводу о несовместимом правовом режиме земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2555, находящегося в двух территориальных зонах. Таким образом, Правилами землепользования и застройки ВГО, в оспариваемой части, прямо нарушен установленный пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ и частью 4 статьи 30 ГрК РФ запрет расположения одного земельного участка в различных территориальных зонах, что делает Правила в этой части недействующими. Судебная коллегия также считает, что предусмотренное пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ, частью 8 статьи 36 ГрК РФ право заявителя использовать земельный участок и прочно связанные с ними объекты недвижимости без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом не означает отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в рассматриваемом случае указанные положения ограничивают собственника существующего объекта недвижимости в его реконструкции, а также в строительстве новых объектов недвижимости, изменении видов разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства установленным градостроительным регламентом зоны Т-3. Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Как установлено судебной коллегией при анализе имеющихся материалов дела, красная линия автодороги проходит по земельному участку с кадастровым номером 25:28:010038:2555 и фактически пересекает принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости - автомастерскую. В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения (обременения) - это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других). Статьей 209 ГК РФ предусмотрено право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, что дает ему право в соответствии со статьей 304 ГК РФ требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Пунктом 2 статьи 235 ГК РФ установлен запрет на принудительное изъятие у собственника имущества, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, включая отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК РФ). Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. На органы местного самоуправления, подготавливающие генеральные планы, возлагается обязанность обосновывать варианты размещения объектов "вышестоящего уровня" - объектов федерального и регионального значения (пункт 4 части 7 статьи 23 ГрК РФ). В нарушение пункта 6 статьи 194 АПК РФ Дума не доказала отсутствие других вариантов размещения дороги в обход объекта недвижимости - автомастерской, принадлежащего обществу на праве собственности. При этом, признавая оспариваемые в части решения Думы необоснованными, судебная коллегия исходит также из положений статьи 34 ГрК РФ, в соответствии с которыми границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Строительство автомобильной дороги, согласно представленным схемам через объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности, приведет к фактическому изъятию земельного участка и невозможности его разрешенного использования для эксплуатации автомастерской и, следовательно, к фактическому сносу данного объекта недвижимости и невозможности его дальнейшего использования в коммерческих целях в будущем, что напрямую затрагивает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, установление территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 и установление красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2555 послужило основанием для отказа Департаментом государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 13.12.2013 № 29/02/02-13/26462 в его предоставлении, чем также нарушено право общества, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на приобретение права на земельный участок, на котором расположено здание ООО "В". В связи с вышеизложенным, судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные, доводы Думы и администрации г. Владивостока об отсутствии доказательств нарушения прав общества в связи с принятием оспариваемых в части решений, касающихся земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2555. Учитывая установленные судом фактические обстоятельства принадлежности земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2555 к двум территориальным зонам и установления красной линии, проходящей по объекту недвижимости, принадлежащему обществу на праве собственности, в границах этого земельного участка, принимая во внимание вышеизложенные нормы права, судебная коллегия находит обоснованными доводы заявителя относительно противоречия решений Думы, в оспариваемой части, ГрК РФ и ЗК РФ и нарушения этими решениями его прав и законных интересов. В силу пункта 2 части 2 статьи 195 АПК РФ суд признает оспариваемый нормативный акт не действующим в части, установив его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010038:2559 расположен в одной территориальной зоне Т-3. Таким образом, формирование указанного земельного участка в одной территориальной зоне объектов автомобильного транспорта соответствует положениям статьи 30 ГрК РФ. Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик, как объекта недвижимости. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр. Соответствующие правовые позиции изложены в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 № 12651 и от 29.05.2012 № 13016/11. Важнейшим положением, существенно расширяющим полномочия правообладателей земельных участков по использованию последних, является закрепленная норма о том, что указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны. Иными словами, данным положением субъектам прав на землю предоставлено право самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования участка (без необходимости предварительного согласования данного вида с органами власти, иными организациями или должностными лицами), то есть конкретной цели его использования. Единственное условие в данном случае - позволяется выбирать из перечня видов разрешенного использования, установленных применимым градостроительным регламентом. Однако следует отметить, что данное положение не следует расширительно толковать как безусловное право соответствующих лиц использовать принадлежащие им объекты недвижимости исключительно по своему усмотрению в любых целях, предусмотренных в градостроительном регламенте, в любое время, изменяя его без каких-либо процедур и ограничений. Дело в том, что избранный правообладателем вид разрешенного использования земельного участка (включая вид, определенный государственными или муниципальными органами при подготовке и принятии решений о предоставлении соответствующих земель, в том числе по итогам торгов) получает закрепление в соответствующей документации - решениях о предоставлении земельных участков, договорах о предоставлении земли на том или ином праве, свидетельствах о государственной регистрации прав на земельные участки и др. И до изменения по установленной федеральными, региональными или местными нормативными актами процедуре вида разрешенного использования земельного участка и внесения соответствующих изменений в правоустанавливающие документы на участок его использование допустимо лишь в целях, согласующихся с определенным видом разрешенного использования. Как было указано выше, в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2559 определен вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания - автомастерской. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Кроме того, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что весь земельный участок с кадастровым номером 25:28:010038:2559 расположен в границах красных линий автомобильной дороги, трубопроводов. При этом, объекты недвижимости общества на данном земельном участке отсутствуют. Законом установлен запрет на предоставление в собственность земельных участков в пределах красных линий. Соответственно довод заявителя об ограничении его прав, как правообладателя спорного земельного участка, является несостоятельным, так как ограничение на предоставление в собственность земельного участка в границах красных линий установлено законом в общественных и государственных интересах. Следует отметить, что на вопрос судебной коллегии о том, в чем конкретно выразилось нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности при использовании земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2559, с учетом принятия оспариваемых нормативных актов, заявитель затруднился пояснить. С учетом вышеизложенных фактических обстоятельств дела, судебная коллегия делает вывод о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов требованиям ЗК РФ и ГрК РФ, в части утверждения красных линий автодороги и в части установления территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2559, в связи с чем, требования заявителя в указанной части не подлежат удовлетворению. Исходя из неимущественного характера требований данного дела, не могут применяться положения части 1 статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований. В случае признания обоснованным частично заявления об оспаривании нормативных правовых актов судебные расходы подлежат возмещению в полном размере. Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать решение Думы города Владивостока от 15.09.2008 № 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа", в части утверждения красных линий автодороги, в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2555, и решение Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", в части установления территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2555, несоответствующими требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и недействующими.
Признать решение Думы города Владивостока от 15.09.2008 № 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа", в части утверждения красных линий автодороги, в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2559, и решение Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", в части установления территориальной зоны объектов автомобильного транспорта Т-3 в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2559, соответствующими требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Думы города Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью "В" 4000 (четыре тысячи) рублей государственной пошлины по заявлению. Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.


------------------------------------------------------------------