Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 05.12.2014 N 7-5-2014/244 "Об устранении нарушений природоохранного законодательства"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2014 г. № 7-5-2014/244

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению Б.А.В. по вопросу соблюдения природоохранного законодательства в деятельности организации, эксплуатирующей растворобетонный узел (РБУ), расположенный по адресу: проспект 100-летия Владивостоку, 159д.
В ходе прокурорской проверки установлено, что эксплуатацию указанного растворобетонного узла осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее по тексту - ООО "Т", Общество, Предприятие).
При этом деятельность Обществом осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к основным принципам охраны окружающей среды отнесена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 настоящего Федерального закона, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ отнесены к видам негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
При этом, в соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 39 настоящего Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Так, в соответствии с п. 2.1. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Пунктом 2.5 указанного постановления Главного государственного санитарного врача РФ организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Согласно п. п. 2.1, 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 установлено, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ОМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. При этом ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В нарушение указанных требований ООО "Т" эксплуатирует стационарный источник загрязнения атмосферного воздуха - растворобетонный узел (г. Владивосток, проспект 100-летия Владивостоку, 159д) в отсутствие установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны промышленного объекта.
Согласно сведений, представленных Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю (письмо № 16791 от 05.12.2014), санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту обоснования размера установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны для объекта растворобетонный узел ООО "Т" ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" не согласовывалось и не выдавалось.
Таким образом, несоблюдение ООО "Т" нормативных требований законодательства уже повлекло за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также послужило основанием для проведения настоящей прокурорской проверки.
Названные нарушения действующего законодательства Российской Федерации стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения ООО "Т" и его работниками нормативных требований закона в рассматриваемой сфере, что является недопустимым.
Статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ установлена, в том числе дисциплинарная ответственность.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган Общества применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 7, 22 и 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников непосредственно виновных в данных нарушениях.
3. О времени и месте рассмотрения представления уведомить природоохранного прокурора для участия.
4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в природоохранную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок.

Заместитель Приморского межрайонного
природоохранного прокурора,
старший советник юстиции
Р.В.ВИТЬКО


------------------------------------------------------------------